Ru Sci-fi Форум Бориса и Аркадия Стругацких  
 - Начало - Регистрация - Поиск - Статистика - Опросы -  - Правила форума
abs.rusfforum.org / АРХИВ: Клуб "Экселенц" / Время учеников
. 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . >>
Автор Сообщение
<навигация>
# Дата: 29 Май 2000 22:08


29 Май 00 - 28 Дек 00


Петрович
# Дата: 29 Май 2000 22:08


Сообщение: 539
Заголовок: ЖИТИЕ В ЧУЖИХ МИРАХ, ИЛИ БЕЗВРЕМЕНЬЕ УЧЕНИЧЕСТВА
ДАО, ВЕЛИКОЕ ДАО!
СКАЖИ МНЕ:
КАКОГО ХРЕНА?

Вот и вышел третий том «Времени учеников», и я не знаю, поздравить ли с этим фактом себя и окружающих, или впасть в меланхолию по поводу судеб российской словесности.
Нет спору, были явные удачи. Повесть Успенского, например, или же «Трудно стать Богом» того же Рыбакова. Блестящий рассказ Л.Кудрявцева «И охотник…». «Полет над гнездом лягушки» В.Казакова (первый том). Или во втором уже томе – «Новые времена» Д.Клугера. «Пик Жилина» А.Щеголева. Что еще? Почти что все.
Какую задачу ставили перед собой авторы и составитель антологии, уважаемый Андрей Чертков? Воздать должное любимым учителям? Похвально, да только сделать это возможно, лишь приблизившись к уровню мастерства учителя либо превзойдя его. Иначе получится не отдание чести, а профанация. Халтуркой не воздвигнешь памятника.
К сожалению, впечатление от вполне недурственных произведений начисто портится незамаскированным желанием многих авторов – отметиться во что бы то ни стало, что – увы! – зачастую напоминает то, как помечают собачки свою территорию. А стилизацию «апологеты» превращают в пририсовывание рожек на холсте работы Мастера.
Обидно, очень обидно получается. Ведь большинство из участников проекта – профессиональные литераторы, хорошо чувствующие слово и умеющие создать сюжетную линию.
Примеры? Пожалуйста. Сергей Лукьяненко, «Временная суета». Автор продолжения «Понедельника» и «Сказки» на протяжении почти трех авторских листов судорожно пытается сымитировать стилистику и настроение первоисточников. Впрочем, безрезультатно. Ему элементарно изменяет вкус: похоже, он даже не чувствует, как фальшиво звучат показавшиеся, видимо, весьма остроумными вариации на тему флоберовской строчки. Как рвет антураж повествования терминология, охотно используемая автором и практически не известная в годы 60-е (например, «зависать» по отношению к ЭВМ).
Что касается сюжета – он ходулен, и общее впечатление – писатель работал без какого-либо плана в голове, надеясь на «авось» и «куда кривая вывезет». Трескотня, беготня и одномерность персонажей.
Беспомощно и жалко выглядит повесть Н.Ютанова «Орден Святого Понедельника», поставленная в антологию, как не стесняется признаться сам А.Чертков, «только и исключительно «по блату»».
То же самое можно сказать о повестушке А.Етоева «Как дружба с недружбою воевали» (третий том антологии). Ко всем стилистическим (Господи, чего стоит одно только предложение: «Андрей Т., ВЕДОМЫЙ ПОВОДЫРЯМИ, ДОШЕЛ до заветной двери, открыл ее и ВОШЕЛ») и сюжетным недостаткам примешивается и почти нескрываемая гордыня: сделать ссылочку в повествовании, да на себя, любимого, на книжку свою, соорудить себе постаментик недалеко от памятника Учителям – и стоять себе, в веках, они на «С», а он на «Е».
Не это страшно. Большая часть «учеников» построила свои произведения просто – по принципу «от противного». Ничего себе «миры братьев Стругацких»!
Конечно, идеи гуманизма, проповедуемые писателями в 60-80, сейчас как будто не модны. Прилавки магазинов ломятся совсем от другой литературы. И ученички тут же бросились приводить мир, созданный не ими, в соответствие со своими представлениями как должно. Воистину, жить в обществе и быть свободным от общества невозможно!
Начало движению положил А.Лазарчук своей повестью «Все хорошо». Вселенная свободы и творчества мановением пера превратилась в театр марионеток (автор не побоялся даже возможных обвинений в плагиате – см. А. Левин, «Этот идеальный день»). Дальше – больше. В.Щепетнев, вспомнив, видимо, настроения начала перестройки, в тоталитарно-коммунистическом ключе переписывает эпилог к «Стране багровых туч». Талантливый Павел Амнуэль впихивает персонажей Стругацких в совершенной иной, отличный от известного всем поклонникам творчества писателей, мир – не «Мир Полудня», но мир технократического капитализма. Произведение получается неплохое, даже хорошее, но к творчеству Стругацких имеющее самое отдаленное отношение. И верх всего, доведение до абсурда, пародия на жалкое подражательство, которое само выглядит, как пародия – рассказик А.Хакимова «Посетитель музея» (литературная редакция А.Измайлова). Что, скажите на милость, там осталось от первоисточника, кроме искривленной буколики?
(А.Измайлов, спору нет, литератор профессиональный, чувствующий слово. Его «Слегач» в той же антологии – явление незаурядное. Но в результате творческого симбиоза Измайлова и Хакимова появился неприглядный уродец: брызжущий ядом «бремени белого человека», в одеждах безупречной стилизации).
Похоже, авторы антологии и сами прекрасно понимали, во что превращается их детище. Об этом прямо говорят и Э.Геворкян в своем «Вежливом отказе», и В.Рыбаков, крайне нелестно отзывающийся о «письмэнниках» в «Возвращениях». Но поделать, увы, они уже ничего не могут.
… И все-таки жаль, что проект завершился…

Петрович.




Виктор
# Дата: 29 Май 2000 23:00


Сообщение: 541
Заголовок: 'Какого хрена'? - Вы сами ответили на вопрос...
Отклик на: 539 ЖИТИЕ В ЧУЖИХ МИРАХ, ИЛИ БЕЗВРЕМЕНЬЕ УЧЕНИЧЕСТВА
>Нет спору, были явные удачи. Повесть Успенского, например, или >же «Трудно стать Богом» того же Рыбакова. Блестящий рассказ >Л.Кудрявцева «И охотник…». «Полет над гнездом лягушки» В.Казакова
>(первый том). Или во втором уже томе – «Новые времена» >Д.Клугера. «Пик Жилина» А.Щеголева. Что еще? Почти что все.

Так Вот же! Вот и для этого это все и писалось. Если только 10% можно бужет читать с интересом - эти "Времена Учеников" и должны продолжаться!


Валерий
# Дата: 2 Июн 2000 15:28


Сообщение: 548
Заголовок: вкус хрена
Отклик на: 539 ЖИТИЕ В ЧУЖИХ МИРАХ, ИЛИ БЕЗВРЕМЕНЬЕ УЧЕНИЧЕСТВА
Вот и Вам что-то понравилось. А от себя могу добавить, что мне понравился рассказ Щепетнева. Я даже его перечитывал. Понравился и рассказ Лукъяненко по мотивам "Хищных вещей века" (пардон, не помню название рассказа - нет сейчас под рукой книги). Вообще я получил от этого проекта удовольствие.
То, что большая часть выполнена "от противного" - это вполне естественно. Ученики хотят подискутировать с учителем. А мы чем здесь занимаемся ? Вообще "мир" АБС очень полемичен. С ним хочется спорить. Вот каждый и делает это в меру своих способностей.


Никита Гургуц
# Дата: 10 Июн 2000 01:12


Сообщение: 598
Заголовок: Не могу молчать!
Давайте без экивоков, чего уж...
Оба тома - лабуда. Да не просто лабуда, отстой болотный, но - злонаправленная (пусть и непредумышленно) инициатива по дискретизации сами знаете кого.
Не хочу я обсуждать литературные достоинства сборников, нету там их. По определению.
Сильные вроде авторы, обидно...
Правильно БН где-то, не помню: ...творцу не нужны чужие миры...
Не прислушались, жаль.
Единственное, пожалуй, исключение - фокус Геворкяна. Я бы даже сказал "единствено возможное".
Так что давайте не будем...


<не назвался>
# Дата: 27 Июл 2000 20:12


Сообщение: 897
Заголовок: <без названия>
Мне показалось, что брюзжание Рыбакова в "Возвращениях" по поводу современных песен ничем не отличается от опубликованной в "Журналисте" конца 60-х критики Стругацких, которую справедливо приравнивали к доносу.
Ну, если не нравятся Рыбакову песни новых времен, так не слушай, как делает большинство его ровесников, включая меня. Зачем же позориться, становясь стукачом?
Отклики: 1059 Грустно...


fil
# Дата: 6 Авг 2000 12:51


Сообщение: 929
Заголовок: согласен на все 100%
Отклик на: 598 Не могу молчать!
Смысла нет, наверное, еще раз повторять то же самое, что сделали многие до меня. Но только, что прочел Время учеников 1-2 тома, мда....действительно, кривая селективности....вообщем, а стоило ли подобное делать? Все таки, как мне кажется, произведения АБС самодостаточны, и при кажущейся, может быть, незавершенности, в продолжениях не нуждаются, в этом то их прелесть, я думаю даже если бы сами АБС написали продолжения, то навряд-ли это было бы хорошо.
Вот собственно и все. Вообщем - хуже бывает, но не так обидно.
Но продолжение к "Хромой судьбе", это вообще.....:(((((((


Зина
# Дата: 16 Сен 2000 13:32


Сообщение: 1059
Заголовок: Грустно...
Отклик на: 897 <без названия>
Здесь принимают рецензии на "Время учеников" ?
Прочитала я все 3 тома, и с каждой повестью мне становилось все грустнее.
Хотелось излить душу по этому поводу , однако в самом последнем рассказе "Возвращения" Рыбакова нашла строки, которые уже выразили все мои ощущения:
"Хочется кому-то плавать, как дельфин, - а не дано. Ни моря вокруг, ни у себя плавников. Обидно! Как замечательно дельфин плавает-то, да в какой красоте! Значит, кинуть в выгребную яму дельфина, дождаться, когда издохнет, продемонстрировать народу труп и зааплодировать: ну вот мы и доказали, что такие чистые и красивые животные, как дельфины, нежизнеспособны! То ли дело черви! Им в дерьме - хоть бы что! Дельфины - обман, черви - правда! Избавляйтесь от иллюзий, господа! Равнение на червей!!"
Я не специалист - литературный критик. Первый том купила от ностальгии. Он был по-своему неплох. Но его авторы и герои нарушили один "Закон Стругацких".
"Бессмыслица - искать решение, когда оно и так есть. Речь идет о том, как поступать с задачей, которая решения не имеет".
Герои Стругацких занимаются задачами, которые решения не имеют (Румата, Максим на Саракше, Жилин в Стране Дураков, Кандид и.т.д.). Герои римейков этим не занимаются. И в этом их беда.
Тем не менее, после 1-го тома я с нетерпением ждала 2-го. По одной простой причине. Я надеялась встретить своего любимого героя - Ваню Жилина. Мне было странно, что он никого не привлек. Когда во 2-м томе Жилин появился в 2-х повестях и в обеих стал слегачом, - злости моей на авторов и на Черткова не было предела. Особенно на Черткова. Ну мог бы одну из этих двух вещей и отфутболить.
На мой взгляд, оправдание существования 2-го тома (а может всех трех)- "День Ангела" Филиппова. И еще обращает на себя внимание "Орден Святого Понедельника" Ютанова. По блату? Да хоть по десяти блатам!
В 3-м томе глаз положить просто не на что. Снова появляется Жилин. Не слегач - и на том спасибо. Откуда и зачем? Супермен? Разведчик? Не понимаю.
И последним рассказом - Рыбаков просит прощения за себя и коллег.
И все-таки жаль, что кончилось лето, кончилось лето…



Alexander
# Дата: 19 Сен 2000 18:29


Сообщение: 1088
Заголовок: Критика на критиков
Да! Я со многими согласен, есть удачи - есть отбытие номера...Но. Не кажется ли вам, господа,что талантливый автор потому и является таковым, что имеет свой стиль, манеру,прием и. тд. Он потому таков - что НЕ СПОСОБЕН подражать кому либо по определению... А мы ждали АБС, но получили в лучшем случае нечто похожее. И теперь злимся и негодуем на ДРУГИХ авторов, что они НЕ способны повторить АБС, повернуть время вспять...
Стоит ли пытаться делать "продолжения"? Думаю - да. А вдруг? Вдруг не что-то - "такое же" по стилю, а такое же по духу - но в другое время... Ждать - тоже интересно.


bask
# Дата: 1 Окт 2000 21:44


Сообщение: 1162
Заголовок: Простите, имею шкурный вопрос: стоит искать третий том?
Естественно, тех, кому и первые два кажутся вздором, прошу не беспокоиться. На мой взгляд, в первых двух есть несомненные удачи, вот и любопытствую насчет мнений о томе 3.


Св.Мика (до п.в.)
# Дата: 8 Окт 2000 20:13


Сообщение: 1243
Заголовок: Третий не хуже первых
Отклик на: 1162 Простите, имею шкурный вопрос: стоит искать третий том?
Не вступая в дискуссию по существу (кому нравится поп, кому попадья, кому попова дочка...), думаю, что 3-и Миры учеников примерно на одном уровне с 1 и 2. Единственный горный пик - это Успенский. А читать можно почти все, кроме Рыбакова разве что. Это, конечно, мое личное мнение.
С уважением
Св.Мика (до п.в.)


Виктор
# Дата: 9 Окт 2000 22:02


Сообщение: 1258
Заголовок: Вот именно...
Отклик на: 1243 Третий не хуже первых
Вот именно, по моему, пока есть хоть одно удачное произведение в томе - это нужное дело должно продолжиться!


Gtnhjdbx
# Дата: 10 Окт 2000 03:03


Сообщение: 1262
Заголовок: Вот именно...
Отклик на: 1258 Вот именно...
Любое удачное произведение должно быть опубликовано... Дело не в этом. сам принцип публикаций продолжений, поставленых на поток... Нужно обладать изрядной смелостью, скажем, чтобы написать продолжение Достоевского - но рука не поднимается. Хотя хорошо было бы :) - "Роман Раскольников выходит на тропу войны".


Антон Светличный
# Дата: 6 Дек 2000 13:56


Сообщение: 2000
Заголовок: Наверное, это сюда.
Доброго всем времени суток.

Цитата из off-line интервью (с сокращениями): Глубокоуважаемый БН [...] видели ли вы этот полиграфический ужас под названием "Миры братьев Стругацких"? [...] Давали ли вы разрешение на выпуск этого уродства (я имею в виду художественное оформление издания) [...] (Cергей Видющенко < sgoertzen@gmx.de> Gelsenkirchen, Germany - 12/03/00 21:04:20 MSK.) Ответ БНС: Я тоже не в восторге от художественного оформления этой серии [...]

Не знаю... А мне понравилось. Конечно, детально я картинки не рассматривал, но отчетливо обложку тома с "Хромой судьбой", с ангелом, и своеобразные (непривычно, но интересно) иллюстрации к ПНвС и СоТ. У меня десятитомник издательства "Текст", вообще без иллюстраций, так что "Миры..." стали своего рода открытием.

Уважаемый Сергей, может, Вы проясните, что Вам так не понравилось? Видимо, я чего-то не понимаю.

С уважением,
А. С.

P. S. Господа, обратите внимание, сообщение № 2000. С миллениумом!


Alexander Pavlenko
# Дата: 23 Дек 2000 01:41


Сообщение: 2139
Заголовок: время без учеников
Самое поучительное в трёхтомнике "Время учеников" то, что никто (кроме Лазарчека) даже не попытался войти в мир, созданный воображением Стругацких. Акробатический этюд Успенского я не считаю удачей, потому что при всех очевидных литературных достоинствах эта вещь памфлетная по отношению к Стругацким. Стругацкие осуждают фашизм, а Успенский упоённо пропагандирует и в этой повести и в других своих произведениях именно идеи "вождя и массы", "почвы и крови", "огня и железа". Конечно, мальчик многому научился у Стругацких, но это "педагогическая неудача" АБС. Что касается большинства авторов трёхтомника, то они продемонстрировали классику фрейдистского "эдипова комплекса", а не "переосмысление" мотивов творчества Стругацких. Это смешно и очень интересно - наблюдать за попытками ведущих российских фантастов надругаться над миром АБС, выворачивая его наизнанку. Трёхтомник - документ уже уходящей эпохи. Надо полагать, что следующее поколение российских фантастов с неменьшим энтузиазмом принялось бы "лакировать" мир АБС, убирая отттуда малейшие признаки реальных проблем. Но это будет уже другая история.


Vlad Borisov
# Дата: 23 Дек 2000 18:54


Сообщение: 2143
Заголовок: Бедные ученики!
Отклик на: 2139 время без учеников
>Стругацкие осуждают фашизм, а Успенский упоённо пропагандирует и в этой повести и в других своих произведениях именно идеи "вождя и массы", "почвы и крови", "огня и железа".
Ух ты! Это как же такое умудриться вычитать у Успенского? Мне столько не выпить...


Александр П.
# Дата: 23 Дек 2000 21:28


Сообщение: 2145
Заголовок: время без учеников
Отклик на: 2143 Бедные ученики!
Не надо амикошёнства. Если хотите, я поясню. У Успенского в "Змеином Молоке" юный герцог уже потому "хороший" (только не уверяйте меня, что этот образ создан с тонкой иронией), потому что он герцог. Никаких других аргументов в пользу герцога не приводится - просто он наследный принц и право имеет. И настоящие алайские парни не раздумывая встают на сторону своего любимого герцога, потому что он герцог, а не собака приблудная. Вождь и масса? Кровь и почва? Земляне, останавливающие (пытающиеся остановить) империалистическую войну - "плохие", потому что они не алайцы и вмешиваются в "чужие дела". Ну, примерно, как противные американцы выступили против Гитлера, помешав его победоносной войне. Ведь война - дело настоящих мужчин (чуть было не сказал "настоящих мужиков"). Огонь и железо? А если Вам мало, почитайте "Посмотри в глаза чудовищ". Фашизм - это не ругательство. Это определение политических взглядов. Сон о Великой Империи. Повторюсь - многие российские фантасты грезят о Величии, об Огромной, Сильной и Ужасной для Врагов Российской Империи, Успенский не единственный, хоть и один из самых талантливых.
И не пейте больше. Алкоголь отупляет.


Виктуар
# Дата: 24 Дек 2000 00:32


Сообщение: 2146
Заголовок: Вы,своими доводами,чем-то напоминаете старину А.Бромберга...
Отклик на: 2145 время без учеников
Вы,своими доводами,мне чем-то напоминаете старину А.Бромберга...Точнее- Вы и Бромберг часто берете аргументы - из одного и того же места.


Vlad Borisov
# Дата: 24 Дек 2000 17:10


Сообщение: 2147
Заголовок: Слушаюсь, господин старший бронемастер!
Отклик на: 2145 время без учеников
>Не надо амикошёнства.
Ну, о том, кто первый начал амикошонствовать, можно поспорить. Эк Вы лихо назвали 50-летнего Михаила Глебовича мальчиком! Хорошо хоть, не в "розовых штанишках"...
>У Успенского в "Змеином Молоке" юный герцог уже потому "хороший" (только не уверяйте меня, что этот образ создан с тонкой иронией), потому что он герцог.
Про "тонкую иронию" -- и не подумаю... Это совершенно грубый и толстый стёб, и не видеть этого, мне кажется, совершенно невозможно.
По крайней мере, Вы непоследовательны. Вы обвиняете "учеников", что:
>никто (кроме Лазарчека) даже не попытался войти в мир, созданный воображением Стругацких
А когда Успенский красочно описал Алайский мир, который по определению Стругацких несомненно является фашистским, Вы его опять же обвинили в том, что он не продолжает традиций Стругацких.
>Фашизм - это не ругательство. Это определение политических взглядов. Сон о Великой Империи. Повторюсь - многие российские фантасты грезят о Величии, об Огромной, Сильной и Ужасной для Врагов Российской Империи, Успенский не единственный, хоть и один из самых талантливых.
Чтобы определить политические взгляды писателя, все-таки неплохо бы брать совокупность его творчества, а не основывать свое обвинение лишь на литературной игре, каковой несомненно является 3-томник "Время учеников". Видеть фашистские мотивы и грезы об Империи в книгах Успенского, Лазарчука, Рыбакова и не видеть их боли, страданий и попыток обозначить болевые точки современного общества -- не есть ли это слепота на оба глаза?
>И не пейте больше. Алкоголь отупляет.
Я ж не бронемастер. Мне можно. Я давно уже не живу в Стране бесплатных Советов. И не собираюсь в нее возвращаться.


Александр П.
# Дата: 24 Дек 2000 19:22


Сообщение: 2148
Заголовок: время без учеников
Отклик на: 2147 Слушаюсь, господин старший бронемастер!
Я Вас раздражаю? Но "ведь должен кто-то раздражать", к тому же это стимулирует работу мысли.
Биологический возраст Успенского меня не интересует. Я говорю не о реальной личности, а о "Писателе Успенском", о том персонаже, от имени которого написаны "Чугунный всадник" и "Змеиное молоко". А это весьма юное создание с дембельским альбомом в руках. Инфантильность проявлена, например, в бестактном выпаде против Маяковского и Бурлюка в "Посмотри в глаза чудовищ" или в подчёркнутом третировании Иоко Оно в "Жёлтой подводной лодке". В инфантильности как таковой нет ничего дурного, она может даже умилять. Меня она не умиляет, но это мои личные проблемы.
Сравнивать Успенского (замечательно талантливого писателя, между прочим) с его соавтором Лазарчуком мне не хочется, потому что книги Лазарчука, на мой предвзятый взгляд, книги взрослого человека, сложные, многоплановые и начисто лишённые истероидных интонаций Успенского. Успенский хорош по своему, не по-лазарчуковски.
"Стёб" Успенского опасно близок к "стёбу" покойного Курёхина и ныне здравствующего Балабанова, и это мне НЕ нравится. Разумеется, это только моё мнение. ВАМ это может быть вполне симпатично и я не вижу в этом ничего дурного.
Описав фашистский мир Гиганды, Успенский продемострировал симпатию к "бойцовым котам" и "гепардам" именно не как к личностям, а как к носителям фашистской идеологии. Кстати, в недавнем переиздании повести всё это сохранено, так что симпатия не была случайной.
А Рыбаков относится к тому типу писателей, которых во времена марксизма-ленинизма называли обскурантами, и это странно, потому что Рыбаков по своему образованию должен обладать широким кругозором. Вообще-то стыдно, когда писатель его таланта составляет тексты типа "Трудно стать богом" и "Возвращения", мне даже не хотелось его упоминать. Но такова спираль его инволюции - к мистицизму квазиортодоксального толка.
Боль? Вероятно, в Ваших глазах испытуемая писателем боль служит индульгенцией. Но я слышал о мазохистах, наслаждающихся болью. Боль, высказанная Рыбаковым в "Возвращениях" чем-то напоминает боль Лоханкина, "хлеставшего горе стаканами". Ничего конструктивного там нет, только проклятье, проклятье, проклятье. Пфуй.
А совету не пить Вы можете не следовать, мне это всё равно.


Дмитрий Ниткин
# Дата: 25 Дек 2000 22:23


Сообщение: 2150
Заголовок: Наученные временем
Отклик на: 2139 время без учеников
Уважаемый Александр!

Ко всем творениям «учеников» относился с заведомым предубеждением – но Ваша переписка с БВИ заставила меня прочитать (пока что бегло) «Змеиное молоко» Лазарчука – и я не был разочарован. В том смысле, что повеселился, прочитав очень смешную пародию: не столько на писателей, сколько на читателей. Хотите разгадку тайны Абалкина, которая мучает уже ни одно поколение посетителей Гостевой? Получите! А к ней еще десяток новых загадок впридачу! Хотите классного развлекалова? Да пожалуйста, легко!

А еще, конечно – расставание с прошлым. Со смехом, как и надлежит расставаться с тем, во что наигрался. Расставание с грезами о лучшем мире, построенном чистыми руками героев, несущих свет несчастным и темным людям. И еще одно напоминание о том, что все мы одним миром мазаны.

В общем, написано весело, талантливо, задиристо, и с отличным знанием первоисточника. Одних скрытых цитат – просто немеряно. Хотя, может быть, что-то не из Чапека, а из Гашека, но, впрочем, я-то не писатель, имею право и напутать... Памфлетность повести не вызывает сомнений, но памфлеты тоже бывают удачными.

А вот утверждать, что Успенский в этой повести пропагандирует идеи "вождя и массы", "почвы и крови", "огня и железа" – на мой взгляд, изрядная натяжка.

Для примера, возьмем вырванную из контекста цитату: "Помню свое ошеломление, когда на экране появился сам Adolf Hitler Superstar, в сиянии харизмы которого меркнут Джим Моррисон и Мик Джеггер!" Цитата из статьи, описывающей необычайный талант режиссера Лени Рифеншталь, прославившейся, в частности, хроникой нацистских партсъездов. Автор – Александр Павленко. Будем сразу делать выводы об авторе, или все-таки погодим?

Наверное, описывать людей, исповедующих определенные идеи, и пропагандировать эти идеи – не совсем одно и то же. Да, у Лазарчука соратники молодого герцога выглядят посимпатичнее, чем противостоящая им «революционно-демократическая» сволочь. Так эта сволочь и в жизни не очень-то привлекательна, видали мы их. Пародируются, кстати, на мой взгляд, не столько «так называемые демократы», сколько социалисты–интернационалисты. И еще вопрос, что хуже для свободы человека – полицейское государство или государство без полиции? Может быть, об этом тоже надо иногда задумываться?

А что касается допустимости вмешательства в конфликты – есть некоторая разница. Одно дело встать плечом к плечу с одной из сторон и проливать кровь на равных, как это сделали американцы во Второй мировой войне, борясь с фашизмом вплоть до полного уничтожения противника, и даже после этого. А другое дело – не давать естественным (пусть даже весьма кровавым) образом разрешиться конфликту, в котором обе стороны не вызывают твоих симпатий. Что представляла бы сейчас из себя Западная Европа с точки зрения уважения прав личности и свободы совести, если бы в свое время просвещенные атеисты-прогрессоры не дали возможности сторонникам и противникам Реформации навоеваться до тошноты? А третий вариант и того хуже: поддержать одну из сторон, но без готовности к жертвам со своей стороны, выступить незваным и пристрастным судьей в чужом споре – как это было сделано теми же американцами в Югославии через полвека.

Вы полагаете, что многие российские фантасты грезят о Величии, об Огромной, Сильной и Ужасной для Врагов Российской Империи. Может быть. Но почему бы людям в России не грезить о том, что является сейчас реальностью для других народов? Вы полагаете, что США, или будущий Евросоюз, или Китай не попадают под определения «Огромного, Сильного и Ужасного для Врагов Государства»? Или надлежит мечтать о России как о Великом Открытом для Всех Свободном Рынке Сбыта и Источнике Сырья и Дешевой Рабочей Силы? Грезить не опасно. Опасно пытаться раздуть лягушку в вола, нелепо делать страшный вид, будучи смешным, как чучело. Этим, действительно, грешат многие. Но в конкретной повести Лазарчука – не заметил. Когда Гиганда начинает говорить с Землей на равных – это не апология имперских амбиций, скорее наоборот – проповедь равноправия, призыв к отказу от дискриминации по признаку «цивилизованности».

Искренне Ваш, Дмитрий Ниткин


Александр П.
# Дата: 26 Дек 2000 15:52


Сообщение: 2156
Заголовок: Ответ Дм.Ниткину
Отклик на: 2150 Наученные временем
Уважаемый Дмитрий!

С Рождеством Вас!
Често признаюсь, и не предполагал, что буду с Вами спорить. До сих пор мы сходились во мнениях на 80%, по поспорить с единомышленником даже приятно - это освежает и нет опастости нарваться на принципиальное непонимание.
Вы смешали текст Лазарчука с текстом Успенского - хотя эти авторы, кажется, земляки, но по темпераменту и политическим позициям различаются довольно сильно. Лазарчук - насколько я могу судить по доступным мне текстам - последовательный антифашист, а о Успенском я своё мнение высказал.
конечно, памфлет, конечно, искромётно и талантливо - кто бы спорил... но бэкграунд повести "Змеиное молоко", увы, мне не симпатичен.
Но суть Ваших возражений касается, как я понял, не самой повести, а именно её идей. Во-первых, мне непонятна альтернатива "полицейское государство или государство без полиции". Может быть, Вы не слышали, но кроме России ("государство без полиции", управляемое шайкой бандитов) и Ирака ("полицейское государство")есть ещё Германия, Швеция, Испания, Исландия и масса других стран, где полиция и государство не пожирают граждан живьём. Есть, кроме всего прочего. Великая Американская Империя, которая управляет миром без применения военной сили, только при помощи средств массовой информации. Информационный фашизм - это плохо, но лучше, чем лагеря и ночные визиты гестапо, ОМОН и "Альфа".
Война ООН с Югославией - а почему Вас так это задевает? А Вас не мучают призраки женщин и детей, убитых русскими солдатами в Чечне? А резня в Дагестане? А репресии правительства "дружественной" Белоруссии? Для американцев, значит, одна шкала оценок, а для "наших" другая? Я не оправдываю американцев, любая война - массовое убийство, но удивляет готовность русских осуждать американцев, не замечая бревна в своём глазу.
"Или надлежит мечтать о России как о Великом Открытом для Всех Свободном Рынке Сбыта и Источнике Сырья и Дешевой Рабочей Силы?" - спрашиваете Вы. Но индустриальный, империаоистический период развития международной экономики закончен. Дешёвая рабочая сила никому не нужна. В Германии страдают и мучаются именно дешёвые необученные пролы, потому что нет мест для них - машины вытесняют их с рабочих мест. Сырьё? Мировая экономика переходит на стиль перерабатвающей промышленности, роль сырья снижается. Сбыт? Сбывать можно товар там, где за него дадут деньги (и для этого стоит поднимать уровень жизни, чтобы создавать новые потребности, НО В РОССИИ НЕТ ДЕНЕГ! Рубли - всего лишь чеки, не обеспеченные ничем, кроме честного слова бандитствующих политиканов. В Росии нет экономической структуры! Что производит Россия, кроме "духовных ценностей"? Заводы закрыватся, пролетарии мастурбируют в ожидании "государственных заказов".
Грезить в такой обстановке смертельно опасно.
А фашистское государство в России обречено. Как только Россия станет потенциально опасной для мира (что означает, для той же Америки), она будет уничтожена - я этого не хочу.
Наконей, о моей статье о Лени Рифеншталь. Я восхищаюсь личными качествами мнегих людей, но это не значит, что я одобряю их общественную деятельность.


Дмитрий Ниткин
# Дата: 26 Дек 2000 21:44


Сообщение: 2157
Заголовок: попробуем объективнее
Отклик на: 2156 Ответ Дм.Ниткину
Уважаемый Александр!

Спасибо за поздравления.
Сначала, конечно, извиняюсь за ошибку: я действительно перепутал, но не тексты, а авторов. Автор повести «Змеиное молоко» - М.Г.Успенский.

Теперь о наших расхождениях в оценке самой повести. Говорить об идейном содержании откровенно пародийного произведения вряд ли правомерно. Если же говорить о «бэкграунде», то он, безусловно, может вызвать отталкивающее впечатление нарочитым противопоставлением «сильной власти» и «демократического бардака» - не в пользу последнего. Можно, конечно, рассматривать данную ситуацию как апологетику власти силы. А можно – как напоминание, что демократический способ правления – не абсолютная ценность, а всего лишь средство обеспечения свободного развития личности, применимое в полном объеме далеко не везде и не всегда. Во всяком случае, для меня в повести очевидны реминисценции к «Красному колесу» А.И.Солженицына, где та же идея развернута в многотомное повествование.

Мне тоже непонятна альтернатива "полицейское государство или государство без полиции", тем более что она никем, кроме анархистов, не провозглашается открыто, но тем не менее в России зачастую проводится на практике. Предвзятый негативизм по отношению к полицейским органам и полицейским мероприятиям (например, когда ставятся в одну строку ОМОН и гестапо), противопоставление правозащитников и правоохранительных органов весьма тому способствуют.

Призраки убиенных младенцев меня не мучают. Все знают, что война в белых перчатках не делается. Если кто-то виноват в военных преступлениях – пусть конкретно отвечает перед законом. Но это не значит, что государство не имеет права применения силы в ответ на агрессию, если только есть риск, что пострадают невинные. Иначе обязательно пострадают невинные с другой стороны – те, кого государство обязано защищать.

Настаивать на том, что мои оценки беспристрастны, я не буду. У меня есть родная страна, и я пристрастен. Я охотно признаю за другими право на такую же пристрастность. Все, что я хотел сказать об операции в Югославии – что США и Евросоюз были незваными и небеспристрастными судьями в чужом конфликте. Россия (в том числе в период СССР) проводила силовые акции и похуже, я этого отнюдь не отрицаю.

А дальше уже совсем не в тему, но поскольку речь пошла об экономике – не могу молчать :)

[АП]: Индустриальный, империалистический период развития международной экономики закончен.
Так ли? Неужто все промышленные предприятия закрылись и новые не открываются? Открываются, смею Вас уверить. Не в Европе – так в Азии или в Африке. Называется это «экспорт капитала». Обеспечивается он не канонерками, как в старые времена, но политические и экономические усилия для обеспечения свободного движения капитала и поныне прилагаются немалые.

[АП]: Дешёвая рабочая сила никому не нужна.
Не располагаю данными по России, зато неоднократно сталкивался с цифрой по Болгарии: менее чем из 9 млн.чел. населения эмигрировало около 700 тысяч! И обратите внимание, все они нашли какую-то работу!

[АП]: Сырьё? Мировая экономика переходит на стиль перерабатывающей промышленности, роль сырья снижается.
Вы же только что утверждали, что индустриальный (т.е. промышленный) период уже вообще окончен? А что, собственно, перерабатывает перерабатывающая промышленность? И почему такую всеобщую озабоченность вызывают скачки цен на энергоносители, откуда столько политической возни вокруг маршрутов нефтепроводов?

[АП]: Сбыт? Сбывать можно товар там, где за него дадут деньги.
В 1999г. экспорт из Евросоюза в Россию составил 14 млрд. евро (в 1997г. – более 25 млрд.) Не самые большие деньги, конечно, но тоже на дороге не валяются. А если взять отдельные отрасли, например, сельское хозяйство – доля экспорта в Россию может оказаться весьма существенной.

[АП]: В РОССИИ НЕТ ДЕНЕГ! Рубли - всего лишь чеки, не обеспеченные ничем, кроме честного слова бандитствующих политиканов. В России нет экономической структуры! Что производит Россия, кроме "духовных ценностей"?
Не буду утруждать всех рассказами о том, что производит Россия. Скажу только, что в том же 1999г. Евросоюз закупил в России товаров на 24,5 млрд. евро. Сальдо внешней торговли – положительное (в отличие от сальдо внешней торговли США). Современные деньги (не только российские, европейские и американские тоже) давно уже не имеют никакого иного «обеспечения» кроме объема оборота товаров, услуг и капиталов, обслуживаемых этими деньгами. Поскольку экономическая жизнь в России продолжается, то есть и спрос на рубли (на сумму порядка 150 млн. долларов ежедневно). Золотовалютные резервы Центробанка России растут и достигли рекордной величины. Ваша же фраза о «чеках» относится скорее к доллару, чем к рублю. Не верите – сопоставьте данные о долларовой денежной массе и национальном продукте США.

А в общем, капитализм есть капитализм. Не одной информацией люди кормятся, мимо денег не проходят, и палец им в рот не клади :).

Разумеется, я прекрасно знаю и о плачевном состоянии наших предприятий, и об уродливой структуре экспорта России, и о невысоком (по сравнению с многими странами) уровне жизни населения. Однако совсем-то уж в ноль российскую экономику выводить негоже. Работают люди, дело делают.

[АП]: А фашистское государство в России обречено. Как только Россия станет потенциально опасной для мира (что означает, для той же Америки), она будет уничтожена - я этого не хочу.
Обречено – согласен, как везде и всегда. Но фашизм не всегда означает внешнюю агрессию. Вполне фашистские режимы Испании и Португалии никому не угрожали – и благополучно померли своей смертью. Боюсь, что неагрессивный фашистский режим в России был бы для многих на Западе вполне приемлемым вариантом. Тоталитарная Россия им привычнее. Терпят же, например, того же С.Хусейна, заигрывают с Северной Кореей, закрывают глаза на внутреннюю политику Китая. Но Россия, существующая в режиме проходного двора, будет растащена на куски гораздо скорее.

Итак, уважаемый Александр, желаю Вам всего наилучшего в наступающем Новом году.

Искренне Ваш, Дмитрий Ниткин


Александр П.
# Дата: 27 Дек 2000 02:47


Сообщение: 2159
Заголовок: Ответ Дм.Ниткину
Отклик на: 2157 попробуем объективнее
Здравствуйте, Дмитрий!
И Вам спасибо за поздравление!
Спор о политике, наверно, лучше закончить. От наших дебатов ничего, в сущности, не изменится. В отношении российской экономики вы меня не убедили, потому что на примере предприятий Рязанской области вижу полный производственный коллапс. Вероятно, в Сибири или в Тульской области всё иначе, но газетам я не верю, а своими глазами позитивных примеров не наблюдал. Ну, не повезло мне в этом! И я не знаю, что такое "демократический бардак". Вы имеете в виду Россию? Но не станете же Вы всерьёз уверять меня в том, что в России демократическое правление!
Кстати, когда я говорил об индустриальном развитии мировой экономики, я имел в виду всего лишь экстенсивное развитие - это и есть вчерашний империалистический день. Пережитки империализма остались, не спорю, но всё равно это пережитки, а не майнстрим.
Но это экономика, то есть другая сторона политики, и хватит о ней.
Лучше о "Змеином молоке". Только что эта повесть переиздана под одной обложкой с "Парнем из Преисподней". Значит, она популярна.
Далее. Пародия всегда идеологична. Не верите - откройте прелестный томик "Русская театральная пародия" и почитайте Буренина или Вентцеля. Если и это Вас не убедит, почитайте, что писал о пародии Тынянов.


Алькор
# Дата: 27 Дек 2000 14:02


Сообщение: 2162
Заголовок: О фашистах и фашистах
Отклик на: 2145 время без учеников
А Вам не кажется, что противники герцога в "Змеином молоке" также могут претендовать на гордое звание фашистов -- правда не в аристократической, а в люмпен-большевистской модификации? Что делает их не-фашистами? Их проземной зарактер?

ИМХО ЗМ -- это никак не апология фашизма. Это скорее призыв оставить в покое тех, кто не мешает тебе жить. Плюс достаточно реалистичная история про то, что бывает, когда слишком долго смотришь в бездну...

Кстати, американцы vs Гитлер -- это не самый удачный пример. Чисто по внешним деталям пример с Вьетнамом подходит лучше.

PS "Посмотри в глаза чудовищ" -- явный и самоочевидный стеб на тему криптоистории и конспирологии. Из какого пальца можно было там высосать пропаганду фашизма -- не представляю.
Отклики: 2166 для Алькор


Джей Пи Вонтид и Е. Ю. Листид
# Дата: 27 Дек 2000 14:31


Сообщение: 2164
Заголовок: Белый Ферзь, или Трудно выть волком
БЕЛЫЙ ФЕРЗЬ, ИЛИ ТРУДНО ВЗВЫТЬ ВОЛКОМ
Авторы выражают искреннюю признательность
постоянным участникам форума АБС,
чьи идеи и образы были использованы при написании
этого пасквиля
ПРЕДИСЛОВИЕ ИЗДАТЕЛЯ

Есть люди, чьи имена, надолго забытые, вдруг всплывают из небытия и вновь овладевают умами многих. Писатели, поэты, политические деятели, оставившие след в существовании либо восприятии нашего мира. Реже бывает так, что человек, казалось бы, не отличился при жизни ни духовными, ни какими иными особыми подвигами, но интерес к нему – порой необъяснимый – разгорается время от времени, подпитываемый здоровым стремлением прочувствовать ритм прошедшей эпохи нервами и кожей ее рядового представителя.
Прошедшая эпоха, получившая с легкой руки историков название «Героической», изобилует яркими именами. Леонид Горбовский, Симон Гамсахурдия, Айзек Бромберг – чтобы только перечислить всех, потребуется отдельное издание – впрочем, эти издания давно осуществлены и интересующиеся могут к ним обратиться. Книга, сегодня представляемая нами, написана Максимом Каммерером – это имя сейчас практически забыто. И все же мы вполне уверены, что она заинтересует читателя, любителя исторической мемуаристики.
К настоящему времени известны три работы, носящие мемуарный характер, принадлежащие перу Максима Каммерера. Это «Обитаемый Остров» (69), «Жук в муравейнике» (79) и «Волны гасят ветер» (126). В первой книге Каммерер описывает события, свидетелем и участником которых он стал, происходившие на планете Саракш в 57-58 гг. Мы не знаем, что подвигло автора на написание этой работы, но ее с большими натяжками можно назвать документальной: многие события искажены, точнее «творчески переработаны»; например, совершенно непонятно отчего анонимные правители одного из континентальных государств Саракша были переименованы из Неизвестных Отцов [S’ha dash] в Огненосных Творцов [Sha datsh], изменены имена вполне исторических персонажей, да и сами эти персонажи «творчески переработаны» – так некто Странник, фигурирующий в повествовании, воплотил в себя черты сразу двух кураторов Саракша, действовавших на континенте в этот период – Рудольфа Сикорски и Павла Григорьвича Крашенинникова. Повествование ведется от третьего лица, и у читателя создается впечатление, что автор пытался создать художественное произведение, не претендующее на точность изложения документального материала.
«Жук в муравейнике» более достоверно отражает события, связанные с так называемым «Делом подкидышей», хотя автор, возможно, в силу специфики занимаемой тогда должности приложил все усилия, для того, чтобы дезинформировать читателя по некоторым ключевым моментам; иногда это выглядит по-детски наивно (чего стоит только описание задержания Л.Абалкина в Музее Внеземных Культур – любой человек, мало-мальски знакомый с методиками силовых операции КОМКОНа-2, увидит в нем только странную попытку исказить реальные факты; иногда автор пытается усилить эмоциональный эффект за счет достоверности: Л.Абалкин, например, смертельно раненый из нейротерминатора «Герцог» не мог произность детских стишков (и откуда взялся запах порохового дыма? Может быть, Каммерер пытался облагородить образ своего непосредственного начальника: упоминание порохового оружия рождает ассоциации с символической чистотой рыцарских турниров и средневековых дворянских дуэлей)). Но в целом эта работа заслуживает большего доверия, нежели первая.
«Волны гасят ветер» в основе своей еще более документальны, хотя, конечно же, не лишены (в чем можно видеть как достоинство, так и недостаток) субъективных оценок и восприятия происходивших событий. Казалось бы, в поздних произведениях автор отходит от использования художественных приемов, делает ставку на документализм и достоверность – и вдруг в очередном – четвертом и последнем – мемуаре, вновь возвращается к стилю и методике изложения, характерной для раннего этапа творчества.
«Белый Ферзь» был написан в 146 г., но при жизни автора так и не был опубликован. В нем излагаются события, происходившие на Саракше (возможно, М.Каммерер таким образом пытался осмыслить роль этой планеты в своей судьбе) в 72-73 гг. Не смотря на то, что работа не носит профессионального характера (мы имеем ввиду деятельность КОМКОНа-2), она была в свое время сдана на хранение в архив отдела ЧП, и, насколько нам известно, М.Каммерер не предпринимал никаких попыток предать ее гласности.
В заключение мы хотели бы выразить благодарность директору КОМКОНа-2 Григорию Серосовину, оказавшему неоценимую помощь при подготовке текста к публикации.

Глава 1. ЗАМОРОЧЕННЫЙ СТРАННИК.
Я приближался к месту своего назначения. Личные посадочные огни, положенные Рудольфу Сикорски как неумелому водителю, горели в невидимом глазу инфракрасном дипапзоне. Секретность, подумал я обреченно, секретность и еще раз секретность – вот что нас погубит.
Заходя на посадку, я успел полюбоваться обломками флаера Бадера (интересно, шеф уже расплатился за эту элитную машину с ее несчастным владельцем, который пообещал ликвидировать нашу службу как класс?), изувеченным птерокаром Серосовина (эх, Гриша, не всегда помогают занятия субаксом!), удивительной сохранности стратолетом Бромберга (сесть-то он сел, а вот ушел, насколько я знаю, пешком), и наконец, увидел штук пять вдребезги разбитых машин самого Экселенца.
Вспомнив знаменитый штурм башни ПБЗ, я поправил очки ночного видения и аккуратно посадил машину в ста метрах на клумбу с любимыми фиалками шефа (не гнет их ветер, не валит буря!).
Загородная резиденция Экселенца имела вид роскошной трехэтажной виллы, но только посвященные знали, что это сплошная бутафория. Все три этажа были заняты ловушками, позаимствованными шефом из знаменитой Крепости Саракша. Излишне любопытных гостей здесь встречали механические пулеметы, туалетные комнаты с удушающими газами, радиоактивная водопроводная вода и прочие милые шалости.
Единственным обитаемым помещением в особняке был тесный полуподвальчик, заваленный папками, мнемокристаллами, пятидюймовыми дискетами (на Земле сохранилось только два соответствующих дисковода – один был установлен на машине шефа, а второй попал по ошибке в Музей Внеземных Культур как предмет невыясненного назначения – так что Экселенц был вполне застрахован от несанкционированного копирования секретных материалов).
Возле узкого окошка висел плакат, знаменитый на весь КОМКОН-2: на фоне закатного неба имела место размытая антропоморфная фигура с предметом, напоминающим древний гранатомет, а внизу ярко-желтым было написано «I MUST BELIEVE». Шефу подарили этот плакат на торжественном вечере, посвященном очередной годовщине гибели Абалкина, вместе со скорчером, на котором была изображена аналогичная надпись. Ходили слухи, что надпись гравировал лично Бромберг.
Экселенц встретил меня неприветливо. Сперва на меня была наброшена мелкоячеистая сеть, ноги залил быстротвердеющий бетон, и, пока шеф сверял мои отпечатки пальцев и структуру сетчатки глаза, я любовался направленным мне в лоб стволом «Максима». Шефа всегда отличала склонность к дурным каламбурам.
После того, как все формальности были улажены, сеть разрезана, а бетон разбит ломом (а все еще спрашивают, как шефу удается поддерживать форму!), я был усажен в кресло за стол. Экселенц, наморщив лоб, посмотрел мимо меня, вздохнул и, тщательно подбирая слова, произнес:
-Э-э-э…
После этого минут на десять он погрузился в филологический ступор. Я терпеливо ждал продолжения, ибо знал, что шеф обожает точность формулировок, и если он не может подобрать четкой фразы, то торопить его – себе дороже. Наконец Экселенц вздрогнул, посмотрел мне прямо в глаза и сказал:
-Ну и вот!
Это было уже что-то новенькое. Я заинтересованно подался вперед и уперся грудью в выскочившее из столешницы лезвие.
-Вы так считаете, Экселенц? – спросил я, отодвигаясь от лезвия.
-Однозначно!
-И что будем делать? – спросил я, понимая все меньше.
-Во-первых, - сказал Экселенц, - мобилизация всех имеющихся ресурсов. Во-вторых, ротация кадров. И, наконец, переход на особое положение.
-А животноводство?
-Животноводство? – Экселенц хищно прищурился. – А то ж!
Я понял, что ситуация сложилась поистине серьезная. Задание обещало быть необычным.
-Ты помнишь Островную Империю?
Я насторожился.
Экселенц навис надо мной, и задумчиво поводя ушами, сказал:
-Массаракш, мне нужен хотя бы один землянин на Островах, в адмиралтействе этого мерзавца!

ИНТЕРЛЮДИЯ
-Ну-с, что у нас плохого?
-Коннект плохой.
-А хорошего?
-Да вот облака красивые.
-Да, небо – это они умеют.

Глава 2. СКАЗКА О ТРОПКЕ.
Небо здесь по-прежнему было низкое и какое-то твердое, и я вновь подумал, что у Галилеев здесь шансов мало.
Все здесь было знакомо. У меня возникло ощущение дежа вю, когда с громким треском взорвался мой корабль, и только позитронные эмиттеры, оттягивающие корманы моих шортов, позволяли глядеть в будущее с оптимизмом.
Недалеко возвышались руины какого-то здания, и чья-то пакостливая рука вывела белой краской – от окна до окна – надпись: «Тута я тоже был! Шур-Ик». Эта надпись изрядно поблекла от времени. Внизу алела приписка: «До основания! BLOH». Нормально, подумал я, и двинулся навстречу неизвестности. Летающая платформа, надсадно воя винтами, ухнула где-то неподалеку. Я передернул затвор, выстрелил в баки с бензином и, боясь потянуть связки, кинулся к водосточной трубе.
Проклиная Зефа, отправившего меня этой дорогой, я спустился к основанию здания и тут же был обстрелян из-за мусорных баков. Справа догорал автомобиль.
Один выстрел влево, два вправо, думал я. Один выстрел влево, два вправо.
Дальше был кинотеатр. Я уложил двух негодяев у входа, пробежал мимо рядов кресел, поднялся по лестнице в будку и в месте, указанном Зефом в записке, нашел ключ.
Затем длинный рывок вдоль улицы к крайнему зданию. Откуда у Островной Империи такие технологии, думал я, пытаясь попасть в двигатель атакующего меня с воздуха флаера. Я забежал в нужный мне подъезд, расстрелял пол-обоймы в охранника и рванул рубильник дистанционного взрывателя. Загрохотало. Здание напротив разлетелось в пыль. Нормально, вновь подумал я. Где-то я это уже видел.
В горячечном полубреду боя в голове моей всплыла почти забытая картина - Экселенц, раскачиваясь в кресле над клавиатурой, говорит: «И главное, Максик, запомни: Фримен будет жить еще долго, а Дюк Нюкем должен умереть!» Отогнав видение, я вытащил следующую обойму.

ИНТЕРЛЮДИЯ
-А он говорит: неэтично, мол…
-А ты?
-А что – я? Взял и кильнул его. На десять лет, без права переписки.
-А он?
-Что – он? Модератора, кричит, на мыло! Вот пусть сам на «мыле» и посидит.

Глава 3. ОБИТАЕМЫЙ ОСТОВ.
Около двух часов дня, когда в «Калгане» перегорел предохранитель вводного устройства, раздался телефонный звонок. Проклиная идиота, поставившего предохранители в клавиатуру, я поднял трубку. Звонил Зеф.
За те два месяца, что мы жили во втором круге, Зеф успел сделать головокружительную карьеру – от охранника турфирмы «Белая Субмарина» до директора службы экстренной психологической помощи «Хромая Судьба». Мой грех – я подкинул Зефу кое-какие переводы из Фрейда, и дела его пошли в гору.
-Нужно встретиться, Мак,- сказал Зеф.- Есть идеи.
Встреча состоялась в тот же вечер, в баре «У подвыпившего аквалангиста». Мы сели за столик, взяли по кружке «Крепкого Хонтийского» и соленой рыбки. Зеф тут же сделал добрый глоток, и начал вычерчивать на скатерти какие-то схемы.
-Я тебе удивляюсь, Мак,- сказал он. – Казалось бы, башковитый парень, бороду вон отпустил, а дурак дураком.
Я прихлебывал пиво, ожидая продолжения.
-Смотри, какая стройная схема вырисовывается. Что мы знали об Островной Империи? Ничего. Милитаристы, варвары. Подводные лодки, береговая охрана. Адмиралтейство. Пожалуй, все. И тут оказывается – это внешний круг, дерьмо они там собирают, чтобы от нас, дураков, защититься. И вот мы во втором круге. Чуешь, к чему я клоню? Экономика развивается, уровень жизни населения – на высоте, нам такого и не снилось. Преступность, и та вполне в рамках. Давеча по телевизору видел, двое толстолобых спорили, стоит ли сохранять в прежнем объеме субсидии армии. А оголтелый карьеризм, присущий всем?
-Ну и что?
-Да лажа все это! Дурилка картонная! Не может общество так развиваться в условиях полнейшей изоляции. Кто-то их подпитывает.
-Что ты имеешь ввиду?
-Эх, Мак, я гляжу, история с башнями ПБЗ тебя ничему не научила. Первый круг, второй круг, – Центр искать нужно! Местных Неизвестных Отцов!
Зеф страшно прищурился, выпятил вперед рыжую бороду, и брызжа слюной прошептал:
-Этот мир – машина. То место, где мы с тобой находимся – остов, корпус. Наша задача – добраться до мозгов. Ты меня понял?

ИНТЕРЛЮДИЯ
-Сижу я вчера, «Вести» смотрю, чай пью.
-Ну?
-Баранки гну! Сынишка пятилетний подкатывает: «Папа, пап, а что значит – «форматирование диска C завершено»?

Глава 4. DEUS EX MACHINA.
-Знаешь,-сказал Зеф,- предчувствие у меня какое-то дурацкое…
Я трижды сплюнул через левое плечо, прочел «Моральный кодекс строителя коммунизма» задом наперед и постучал по столешнице. Предчувствия у него, понимаешь. У меня тоже предчувствия. Ни термитной бомбы в багажнике, ни верного «Герцога». Вместо розовой картонки пропуска – пластиковая карточка местного провайдера. Очень хотелось бросить все свои сбережения на постройку, по заветам шефа, маленького заводика по производству святой воды. Модем щелкал, соединяясь.
-Директория – «Белый Ферзь»,- подсказал Зеф.
«Уважаемый Максим!
Прежде всего хочу поблагодарить Вас за то удовольствие, которое доставило мне препарирование Ваших, несомненно, интересных, но совершенно нежизнеспособных идей. Та модель общества, что Вы описали в своем постинге, противоречит современным макроэкономическим теориям, логике Гегеля и категорическому императиву Канта.
С уважением, Д.Иголкин»
«На счет Канта – поясните.
С уважением, Марго»
«Кант – это такой философ.
С уважением, Д.Иголкин»
«Кант – от латинского cantus – пение, песня – род бытовой многоголосой песни, распространенной в России, на Украине и в Белоруссии в XVII-XVIII вв.
С уважением, Иваныч (не путать с Палычем!)»
«По-моему, в этом что-то есть.
Всегда Ваш, ХАБ»
«Ребята, под маской Иваныча скрывается совсем другой человек! В-р (подписываюсь В-р, чтоб модератор не догадался)».
«Даю справку. Кант (Canth) Минна (настоящее имя Ульриха Вельхельмина, урожденная Йонсон), финская писательница. Знаменита тем, что не внесла вклад в формирование литературного стиля сами знаете кого.
С уважением, BBS».
«А как же – «ОКАНТОВКА»? Или надпись «НЕ КАНТОВАТЬ?»
С уважением, Палыч (не путать с Иванычем!)»
У меня начала кружиться голова. Зеф, не прошедший в свое время фукамизации, с заторможенным гипоталамусом, тихо булькал в прострации за моей спиной. Истины, выдаваемые виртуальным центром Островной Империи, были ему не по силам. Напрягшись, я продолжил чтение.
«Уважаемый Максим!
Стройная логика дискуссии, разгоревшейся, благодаря Вашему посланию, заставлет меня вновь сесть за клавиатуру.
Здравый смысл и классическое образование подсказывают мне, что все в мире подчиняется знаменитой триаде Гегеля: «тезис, антитезис, синтез». Наш мир, возможный и вполне материальный, прекрасно укладывается в эту схему. Внешний круг – мир ходилок-стрелялок (славится во веки веков Doom, нас породивший), средний (антитезис) – мир стратегий, и венец всему (синтез), центр и сердце мира – этот форум. Все прочие модели мира нежизнеспособны, и, следовательно, являются плодом чьего-то воображения.
С уважением, Д.Иголкин».
«БЕЛЫЙ ФЕРЗЬ, ИЛИ ТРУДНО ВЗВЫТЬ ВОЛКОМ
Авторы выражают искреннюю признательность…»
Я отключил машину и с тоской подумал, как воспримет эту информацию Экселенц.


ї Джей Пи Вонтид и Е. Ю. Листид, 2000


Джей Пи Вонтид и Есть Ю. Листид
# Дата: 27 Дек 2000 14:58


Сообщение: 2165
Заголовок: Всех с Новым Годом!
Да, совсем забыли - всех с Новым Годом!


Александр П.
# Дата: 27 Дек 2000 19:48


Сообщение: 2166
Заголовок: для Алькор
Отклик на: 2162 О фашистах и фашистах
Да, Вы правы.
1.В "посмотри в глаза..." нет пропаганды фашизма и фашистских идей. Я приводил его в пример, как образец игривой инфантильности Успенского. Роман очень хорош, за исключением интермедии с Маяковским, но в этом-то и дело: Успенский всё время пересаливает свои тексты. всё хорошо, да что-нибудь не так. А жаль...
2.Пример с американцами во Вьетнаме, действительно, был бы удачнее, спасибо.
3. Тех, кто не мешает тебе жить, действительно, лучше оставлять в покое (см. спор Будаха и Руматы), но "Змеиное молоко" не об этом.
Всегда неприятно узнавать гадости о своих любимых писателях (в своё время я очень расстроился, когда обнаружил, что автор "Мастера и Маргариты" антисемит самого гадкого толка), но лучше смотреть правде в глаза. Тогда не придётся ужасаться, как ужасались интеллигенты после публикации "Всё впереди" Белова.
Вы же видите - даже для Дм. Ниткина "наши" не могут быть фашистами, уже потому что они - "наши". Что уж говорить об Успенском. Может, он сам считает себя антифашистом (не думаю), но ему ТАК нравятся крутые парни в сапогах и с пулемётами, что он готов им мнгое простить - в том числе и бесконечною войну Герцогства с Империей, и расистские выражения типа "крысоеды". А ведь АБС совешенно недвусмысленно провели аналогию Алайского Герцогства с коррупированной Австро-Венгрией времён Первой Мировой.


Алькор
# Дата: 28 Дек 2000 14:19


Сообщение: 2170
Заголовок: Небольшое такое противоречие
Отклик на: 2166 для Алькор
Что уж говорить об Успенском. Может, он сам считает себя антифашистом (не думаю), но ему ТАК нравятся крутые парни в сапогах и с пулемётами, что он готов им мнгое простить - в том числе и бесконечною войну Герцогства с Империей, и расистские выражения типа "крысоеды". А ведь АБС совешенно недвусмысленно провели аналогию Алайского Герцогства с коррупированной Австро-Венгрией времён Первой Мировой.

Уважаемый Александр! При всем моем к Вам уважении не могу не указать на тот факт, что вышепроцитированный фрагмент из Вашего постинга содержит в себе внутреннее противоречие -- или Герцогство Алайское -- фашистское государство, или оно аналогично Австро-Венгерской Империи (которая, конечно, имела массу недостатков, но уж фашистским государством точно не была).

Понятие "фашизм" имеет достаточно сложное содержание (по крайней мере в тех случаях, когда не используется при навешивании ярлыков). Ксенофобская идеология и милитаризм -- не единственные определяющие факторы. Есть еще и факторы экономические, которых на Гиганде не наблюдается -- по крайней мере, в многострадальном Герцогстве Алайском.

Боюсь, что при анализе ЗМ нас может подвести РАППовская привычка искать в любом произведении положительных героев... Ведь никого положительного там просто нет -- и молодой Герцог -- просто наименее отрицательный из отрицательных персонажей... Кстати, он, если не ошибаюсь, не является сторонником бесконечной войны.

PS Кстати, "Алькор" -- склоняемое слово. Используя выражения типа "для Алькор" Вы автоматически зачисляете меня в женский пол, что не есть правильно :)

PPS И вообще, с Новым Годом!


Александр П.
# Дата: 28 Дек 2000 15:17


Сообщение: 2173
Заголовок: Для Алькора
Отклик на: 2170 Небольшое такое противоречие
Уважаемый Алькор!
Вы правы в том, что Алайское многострадальное герцогство не калька Австро-Венгерской монархии и не копия нацистской Германии. Но в мире Гиганды - на мой взгляд - соедились черты различных империалистических государств уходящего века. Элитные "бойцовые коты" презирают "дикобразов", но это,разумеется, не делает их эсэсесовцами. Любые элитные части всех аримй мира презирают и третируют "простых" вояк. Тем не менее акцент в повести поставлен достаточно чётко.
Между прочим, именно проигранная война (на Земле) привела к власти в России большевиков, а в Германии - нацистов. То есть фашизм Гитлера и нечто похожее на фашизм в государстве Сталина произросли именно из долгой бессмысленной бойни Первой Мировой Войны. Так что "продолжение" ПизП, предложенное Успенским, абсолютно точно. После окончания войны власть неизбежно должна оказаться в цепких пальцах "решительных парней" с боевым опытом. Просто это обстоятельство вызывает у Успенского восторг (по-Вашему мнению, саркастический), а у меня восторга не вызывает.
Хотя Ваши аргуметы заставили меня задуматься и снова взяться за тест "Змеиного Молока". Может быть, я чего-то не понял или не так прочитал. Сегодня начну перечитывать.

С искренним уважением

Алекс


. 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . >> Начало -
 
На форуме: Гостей - 1
Участников - 0
Рекорд одновременно присутствующих на форуме, Всего: 251 [23 Янв 2017 05:48]
Гостей - 251 / Участников - 0


Поддержка: miniBB™ © 2001-2018