Этот постинг - попытка переноса дискусии из "Семьи в Мире Полудня", как и было заявлено. Прошу прощения, это все еще не ответы на реплики, мне кажется необходимым заложить некий базис для дальнейшего.
1. Хотел зафиксировать свое уточнение к определению крепкой семьи как
"которая не разваливается", данное по просьбе Нормала в
19937, самом первом постинге предыдущей "Семьи...":
Не прекращает (не угрожает прекратить) быть семьей - в том смысле, в каком мы согласны считать семью семьей.Не в том смысле, что вот утверждение, которое следует отлить в бронзе, а просто дискуссия, в том числе и со ссылками на меня, пошла так, как будто я этого утверждения вообще не делал.
2. Опять мысленный эксперимент.
2.1. В погожий летний день выбираемся в излюбленное место семейного отдыха, скажем, москвичей. Серебряный Бор или где там сейчас принято отдыхать (не в аквапарке же, не к ночи будь помянут). Что видим? Солнце, воздух, вода. Жены, мужья, дети. Идиллия. Крепкая российская семья во всей своей красоте.
2.2. Дальше едем домой. Понемногу начинаются отклонения от благостной картины. Беспризорники у метро, бухие отцы семейств, злые мамаши тянут за руку хнычущих детей... Естественно, речь не о каждом встречном, но ведь попадаются-таки.
2.3. Пришли домой. Решили ознакомиться с тем, что по поводу современного состояния семьи в России думают социологи. Прочитали, схватились за голову. Разводы, безотцовщина, аборты, рождаемость - в общем, полная катастрофа, особенно если в руки попалась публикация алармистской направленности.
2.4. Не поверив глазам своим, начали мысленно перебирать в уме знакомые семьи. А, Б, В - все живут душа в душу друг с другом и с многочисленными детьми... Г, Д, Е - тоже живут, но насчет души есть определенные сомнения - вспоминаются и ставши достоянием публики скандалы, и слухи о похождениях на стороне, и доверительные жалобы о том, как все достало... Ж, З, И - в разводе или в далеко не первом браке, с детьми видеться н хотят, или им не дают, или те их в грош не ставят... И так вплоть до совершенно безумных историй. А каких больше - тут уж кому как повезло.
Вопрос - какая картина правильная?
Ответ - все правильные. Примеры крепкой семьи в России есть. Однако процентный анализ самой ситуации и ее динамики говорит о серьезнейших проблемах с этой крепостью.
Вопрос - а почему же все было так благостно в 2.1.?
Ответ - для читавших внимательно причина очевидная. Ключевые слова в 2.1. - "место семейного отдыха". Если мы хотми посмотреть именно на дружную семью - нам туда.
К чему я здесь веду, надеюсь, понятно. В подтверждение существования семьи в МП в основном приводятся картинки с Радуги и из Малой Пеши. Это такие места семейного отдыха. Как доказательство существования семьи в МП они подходят идеально. Как подтверждение массовой распространенности этого социального института - постольку-поскольку. Как подтверждение крепости - я бы сказал, что не подходят вообще. Забыл упомянуть К, Л и М в 2.4. - 10(15,20) лет жили по-видимости дружно, детей успели (или не успели) вырастить, а потом муж взял да и ушел к другой. Дело в том, что в Серебряном Бору (на Радуге) перед нами лишь моментальный фотоснимок семейных отношений, ничего не говорящий о динамике (см. уточнение из п. 1).
Вопрос - а что, кроме этих картинок, есть у нас для того, чтобы получить представление о семье в МП?
Ответ - а пойдем по пунктам. Начнем с 2.3 - который был бы отличным ответом на вопрос, предоставь нам АБС искомую социологическую информацию. Увы. Информации такой я не помню. 2.4 - это мой предыдущий мысленный эксперимент, попытка взглянуть на семьи, о которых нам известны какие-то подробности. По причине отсутствия существенных комментариев я пока что считаю, что результаты этого эксперимента, проведенного другими дискутантами, близки к моим. Вернемся к 2.2 - а как у нас насчет мгновенных фотоснимков семьи МП в реальных, не курортных условиях? Да то-то и оно, что практически никак, чуть ли не все, до чего удалось дотянуться, я уже втащил в свой 2.4. Мы, за редкими исключениями, практически не видим обитателей МП в семейном контексте. Что само по себе ничего не доказывает, но аргумент все же скорее против крепкой семьи, чем за.
(На самом деле обобщать результаты мысленного эксперимента из 2.4 на 2.2 не вполне корректно. Если мы не помним мелких упоминаний, это не значит, что их нет. Неплохо было бы, если бы нашлись желающие внимательно перечитать соответствующие книги и предоставить своего рода отчет об этих самых мелких упоминаниях. Понятно, впрочем, что это дело не одного дня.)
3. Есть еще по крайней мере два важных соображения, которые имело бы смысл обозначить. Спасибо высказавшим их в той или иной форме участникам дискуссии.
3.1. Герои книг АБС в большинстве своем - личности незаурядные и глубоко вовлеченные в работу, в которой они добились значительных успехов. Их семейная жизнь не важна им самим и/или авторам, поэтому строить выводы на основе эксперимента 2.4 некорректно.
У меня есть несколько аргументов против этой точки зрения. Постараюсь привести их позднее, отвечая на конкретные постинги.
3.2. Мы можем быть не уверены в крепости "горизонтальных" (муж-жена) семейных связей в МП, но мы видим целый ряд примеров прочных связей "вертикальных" (ребенок-родитель), и это несмотря на интернатскую систему.
С моей точки зрения это соображение только подчеркивает слабость связей горизонтальных. Возможно, крепкая семья в МП действительно далеко не то, что мы думаем. Тогда это имеет смысл обсудить поконкретнее.
Конец теоретического пролога. Я практически не упоминал интернатов и учителей, но их уже обсудили довольно подробно. Если найдется, что сказать, отвечая на конкретные реплики, то я не премину. Постараюсь с этим отвечанием не затягивать, но тут уж как получится - к сожалению, со свободным временем имеются сложности. А то, что было, когда я все это затевал, я, к сожалению, растратил, отвечая в других темах в порядке общей очереди...