Ru Sci-fi Форум Бориса и Аркадия Стругацких  
 - Начало - Регистрация - Ответить - Поиск - Статистика - Опросы -  - Правила форума
abs.rusfforum.org / Новости / Дм. Быков. Фантастика была и будет главным направлением мировой литературы//BaltInfo, 23.06.13
Автор Сообщение
Роман

Участник
# Дата: 24 Июн 2013 11:37
Ответить 


Фантастика была и будет главным направлением мировой литературы


BaltInfo, 23.06.13

Дмитрий Быков




Советская фантастика всегда была лучшей в мире. Первая причина - в том, что ей очень долгое время приходилось шифроваться от государства. И благодаря этому она освоила массу тонких и сложных приемов: и эзоповы речи, масштабные, сюжетные метафоры, и выдающийся сложный зашифрованный стиль, который придает сюжету непредсказуемость, как скажем, в романе Стругацких «Град обреченных». Советская власть здесь сработала в «плюс».

Вторая причина, по которой советская фантастика всегда была лучшей, – в нее шли те, кто не мог реализоваться в реалистической литературе. Ведь в фантастике меньше ощущалось давление государства. И сейчас мы можем только гадать о том, какие трактаты, какую бы реалистическую прозу написал Иван Ефремов. А Иван Ефремов писал фантастику, так как только в ней он мог реализовать свои гигантские утопические идеи.

Третья причина заключается в том, что советская фантастика во многом является порождением гигантского научно-технического взрыва, который был в Советском союзе. Пусть он был оборонным – не важно. Но то, что профессия физика была самой важной и самой популярной – это факт.

В результате всего этого мы получили величайшую фантастику в мире. Можно говорить, наверное, о том, что сегодняшняя западная фантастика, кибер-фантастика, утонченнее, сложнее сюжетно. Можно говорить, скажем, о «Ложной слепоте» Питера Уоттса, о «Бесконечном остроумии Инфинит Джест» Дэвида Фостера Уоллеса, о «Доме из листьев» Марка Данилевского, - это писатели, которые освоили новые очень сложные и утонченные формы повествования. Содержательно это, может быть, не так сложно, но форма очень изощрена. Но если говорить о масштабных вопросах, из западных писателей со Стругацкими может сравниться только Урсула Ле Гуин и отчасти Рэй Брэдбери.

Так что, в смысле наследования традиций русской классики, русская литература остается номером один. Можно говорить о том, что некий спурт наметился в Японии. Потому что, скажем, «Звонок» - прежде всего кинематографический, хотя он и у Кодзи Судзуки неплох, как в литературной первооснове. Это интересная фантастика, выводящая все на новый уровень: такие вопросы без ответов, такая мрачность суицидальная. Но все равно, по сравнению со Славой Рыбаковым или с Евгением Лукиным, - это проблематика второго порядка.

Поэтому есть надежда на то, что русская фантастика, как была, так и останется лидером, прежде всего, по нравственной проблематике и по глубине содержания. Хотя хотелось бы пожелать и более храбрых экспериментов с формой.

Да будет мне позволен легкий субъективизм в этой области, но Стругацкие были крупнейшими прозаиками второй половины прошлого века. Борис Натанович, в отличие от большинства русских писателей, оставил после себя школу. Эта школа, безусловно, лучшая в России. Мы не знаем школы новых реалистов, мы не знаем школы метаметафористов, но школа Стругацких процветает и растет. От относительно младших, таких как Сергей Лукьяненко и Леонид Каганов, до таких «монстров», как Вячеслав Рыбаков и Евгений Лукин. Перспективы выдающиеся.

И что касается премии Стругацких, она бессмертна. Их премия для меня престижнее Нобелевской. Мы не знаем, что написал Нобель, но знаем, что написали Стругацкие. И соревноваться за их премию будут все ведущие силы России. Сейчас в это включаются и реалисты, которые пишут в значительной степени фантастическую прозу, такой магический реализм. Все уже понимают, что, как сказал Михаил Успенский, «реализм —это как затянувшаяся литературная мода», вот и фантастика была и будет главным направлением мировой литературы.

Роман

Участник
# Дата: 24 Июн 2013 11:39
Ответить 


Комментарий Сергея Булавского:

Хотелось бы заметить, что традиции российской фантастики начались не с советского времени, а гораздо раньше. Антоний Погорельский, Владимир Обручев и многие, многие другие заложили основы российской фантастики на века вперёд. Эти основы - честная научная мысль, подлинный гуманизм, искренняя вера в прогресс. Антиутопии Замятина и Ефремова парадоксальным образом тоже стоят на этих основах. Сейчас, когда возможности человека ограничены только его косностью и/или моралью (к сожалению, их часто путают), эти основы важны как никогда. Социальный оптимизм - ещё одна наша добрая традиция. Не надо путать научную фантастику с занимательной эсхатологией. Фантастика, как честная карта, должна показывать не только пропасти и бездны, но и верный маршрут. Желательно без шапкозакидательства...

Начало -
Ваш ответ
Bold Style  Italic Style  Underlined Style  Image Link  URL Link  Insert YouTube video  Empty quote 
:) ;) :-p :-( Ещё смайлики...  Отключить смайлики в сообщении
#610B38 #DF0101 #8A4B08 #FF8000 #0B610B
#01DF01 #01DFD7 #08088A #2E2EFE #7401DF
#DF01D7 #585858 #BDBDBD #D0A9F5 #A9D0F5
Ochrana proti spamu. Napi№te prosнm инslici иtyшi:

» Логин  » Пароль 
Только зарегистрированные пользователи могут здесь постить. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 
На форуме: Гостей - 2
Участников - 0
Рекорд одновременно присутствующих на форуме, Всего: 251 [23 Янв 2017 05:48]
Гостей - 251 / Участников - 0


Поддержка: miniBB™ © 2001-2019