Автор |
Сообщение |
Роман Сидоров
|
# Дата: 15 Май 2010 21:09 - Поправил: Роман Сидоров
Ответить
"Правкнига", 10 июня 2009 года. Виталий Каплан
Вячеслав Рыбаков. "Напрямую".СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2008. — 400 с.
Раздумья историка и писателя-фантаста Вячеслава Рыбакова о прошлом и настоящем нашей страны (и не только нашей), о художественном творчестве, о взаимоотношениях личности и государства могут оказаться весьма интересными для воцерковленного человека. А уж тем более для ищущего и сомневающегося.
Рыбаков более известен как писатель-фантаст, в центре внимания которого — проблемы этики. В последние годы его творчество приобрело остро публицистическую направленность: автор отстаивает приоритет ценностей традиционной культуры относительно ценностей «глобального мира». Но помимо писательства, Рыбаков — крупный ученый, специалист по средневековому китайскому праву. Сочетание этих двух столь разных направлений деятельности дает очень интересный взгляд.
Рецензируемая книга — сборник публицистики, состоящий из трех разделов. В первом, названном «Историк об истории», Рыбаков, отталкиваясь от истории Китая, анализирует «болевые точки» современной России, отстаивает взгляд на нашу страну как на особый тип цивилизации, а корень многих наших проблем видит в конфликте между верностью своим цивилизационным принципам и стремлением развивать национальное государство.
Второй раздел, «Фантаст о фантастике», покажется более интересным любителям этого литературного направления. Там приводится немало ценных сведений о жизни писателей-фантастов в советское время, в частности, о семинаре Бориса Стругацкого.
Третий раздел, «Человек о людях», состоит из публицистических статей, касающихся острых проблем современной культуры, — о национализме как в позитивном, так и негативном смысле, о том, что происходило с массовым сознанием наших соотечественников после распада СССР, о конфликте «западных» и «восточных» ценностей.
В своих раздумьях Рыбаков удивительно близко подходит к православному восприятию общественной жизни — но все-таки не переходит некую границу. И в этом для воцерковленного читателя одновременно содержатся и вопрос, и вызов, и урок.
|
Tuk
Участник
|
# Дата: 15 Май 2010 21:41
Ответить
Цитата: Виталий Каплан интересными для воцерковленного человека. Что за зверь такой?
|
luciliy
Участник
|
# Дата: 15 Май 2010 23:15
Ответить
Никогда Вячеслав Рыбаков не проповедовал никаких узкоспециализированных доктрин и вот дождался - записали в носители христианских догматов. Впрочем, если "воцерковленные" будут постигать этику в его изложении, может что путное выйдет.
|
Роман Сидоров
|
# Дата: 16 Май 2010 07:57
Ответить
Цитата: luciliy Никогда Вячеслав Рыбаков не проповедовал никаких узкоспециализированных доктрин Ну-у, здесь готов поспорить. Он всегда обожал "цивилизованный империализм". В последние годы приобретший отчётливую националистическую и где-то даже антисемитскую окраску. На что, по-моему, и клюнули "воцерквлённые" (а скорее, "воцерквители" определённого сорта). Хотя, Вы правы, luciliy, догматы у них могут иметь мало общего.
|
Loreen
Участник
|
# Дата: 16 Май 2010 13:13
Ответить
Цитата: Tuk Что за зверь такой? Человек, соблюдающий обрядовую сторону религии
Цитата: luciliy Впрочем, если "воцерковленные" будут постигать этику в его изложении, может что путное выйдет.
Цитата: Роман Сидоров На что, по-моему, и клюнули "воцерквлённые" Возможно, не стоило бы настолько высокомерно-пренебрежительно относиться к верующим людям? Это право выбора каждого человека: исповедовать какую бы то ни было религию или атеизм/агностицизм. Я уважаю выбор неверующих. Полагаю, и им следовало бы уважать мой?
|
Роман Сидоров
|
# Дата: 16 Май 2010 18:08 - Поправил: Роман Сидоров
Ответить
Где Вы здесь увидели высокомерно-презрительное отношение к религии (христианской)? Я кавычки поставил, чтобы подчеркнуть отличие принявших христианскую (православную) веру и обряды от черносотенствующих неофитов и их наставников.
Я же написал: "определённого сорта". И уточнил перед этим, какого именно (националистически-антисемитского). Если Вы сомневаетесь в существовании таковых, загляните сюда: Союз православных граждан; Союз православных хоругвеносцев.
Против обычных христианских или иных прозелитов и неофитов, без империализма-национализма-ультраконсерватизма, ничего не имею.
|
Loreen
Участник
|
# Дата: 16 Май 2010 20:31
Ответить
Цитата: Роман Сидоров Где Вы здесь увидели высокомерно-презрительное отношение к религии (христианской)? Не к религии. К "воцерковлённым". И относились мои слова ко всем, кто высказался в этой теме. Сожалею, если Вам кажется, что в этих высказываниях нет ни высокомерия, ни пренебрежения. На мой взгляд - есть. Довольно печально, если это проявляется подсознательно. И, между прочим, я не нашла ни антисемитизма, ни национализма на страничке Союза православных граждан.
Что же до хоругвеносцев, так я лично лозунг "Россия для русских" всегда считала, как минимум - опасно двусмысленным, а по сути - идиотским. Однако у этих ребят есть уточнение: "Россия для Русских. С ударением на первом слове. Потому что нет у Русских другой Родины...Россия для Русских. Не сказано "только". И не могло быть так сказано. И более половины наших соотечественников, которые поддерживают этот лозунг, не считают, что Россия "только" для Русских." - это объяснения с Вашей же ссылки. А так... ну клепают ребятишки прикольные футболки - и пусть их. Деньги зарабатывают. Охота кому-то такое носить: пускай носят.
|
Роман Сидоров
|
# Дата: 16 Май 2010 21:46
Ответить
Цитата: Loreen А так... ну клепают ребятишки прикольные футболки - и пусть их Ещё они клепают активистов, вроде того, ударившего по голове Людмилу Алексееву, проталкивают антиконституционное религиозное воспитание в школы. Обратитесь к Google или Wikipedia, чтобы узнать, чем, кроме галантереи, эти деятели знамениты.
А на сайте и у ДПНИ всё чинно-благородно!
P.S. По поводу "Православных граждан", посмотрите на их позицию по правам человека. Тоже слегка за пределами респектабельного сайта. Это такой фашизм-лайт. Но я не курю этот дурман, ни "лайт", ни "хард".
|
Loreen
Участник
|
# Дата: 16 Май 2010 21:50
Ответить
Роман, идиотов, фанатиков и просто негодяев полно везде. Факт существования шахидов всё-таки, наверное, не делает террористической религией ислам? Или делает?
Цитата: Роман Сидоров ДПНИ Мне эта аббревиатура неизвестна.
Цитата: Роман Сидоров Но я не курю этот дурман А это как понимать?
|
Роман Сидоров
|
# Дата: 16 Май 2010 22:03
Ответить
Движение Против Нелегальной Иммиграции. (Руководитель - г-н Белов-Поткин.)
Не курю сигарет, даже "лайт". Не приемлю фашизм, даже причёсанный по имперской моде позапрошлого века.
|
Loreen
Участник
|
# Дата: 16 Май 2010 22:54
Ответить
Я, между прочим, тоже не курю. И к фашизму у меня отношение весьма схожее. А как насчёт моего вопроса по поводу ислама?
|
Борис Швидлер
экс- модератор
|
# Дата: 16 Май 2010 22:57
Ответить
Цитата: Loreen А как насчёт моего вопроса по поводу ислама? Как администратор - советую в эту область не углубляться. Очень легко скатиться на религиозно-национально-политические разборки, переходящие любые рамки допустимого оффтопа.
ЗЫ. И сам покажу пример, удержавшись от написания ответа на этот вопрос.
|
Роман Сидоров
|
# Дата: 17 Май 2010 09:37
Ответить
Loreen, что правда, то правда, наш разговор ушёл преступно далеко от темы обсуждения, - анонса книги Рыбакова. Но ответ на Ваш вопрос существует. Я напишу Вам в личку.
|
luciliy
Участник
|
# Дата: 17 Май 2010 19:49
Ответить
Цитата: Роман Сидоров Он всегда обожал "цивилизованный империализм". У каждого своя мечта об идеальном государстве. Однако, свое отношение к национализму и антисемитизму евро-китайский гуманист определил вполне однозначно.
|
luciliy
Участник
|
# Дата: 17 Май 2010 20:20
Ответить
Цитата: Loreen Возможно, не стоило бы настолько высокомерно-пренебрежительно относиться к верующим людям? Не к верующим, нет. Речь о тех "православных", что не знают ни одной молитвы; собирают картинки с изображениями святых и лепят куда попало - от крышки бардачка до дверцы холодильника; празднуют все подряд и весьма определенным способом; чокаясь рюмками, пафосно провозглашают: "С Богом!"; задумывая гадости, тут же прикидывают как побыстрее и попроще покаяться; скрупулезно учитывают стоимость поставленных в церкви свечей, поданной милостыни и боятся "переплатить"; обожают заниматься национализмом, антисемитизмом и прочими формами ксенофобии, прикрываясь своей якобы верой... И таких ужасающе много. Отношусь я к ним скверно, чего не скрываю, только сдается мне, что Вы не будете настаивать на проявлении к ним уважения. P.S. Простите, что невольно Вас обидел предыдущим письмом.
|
Tuk
Участник
|
# Дата: 17 Май 2010 20:27
Ответить
Цитата: luciliy . Однако, свое отношение к национализму и антисемитизму евро-китайский гуманист определил вполне однозначно. Если это возможно, то в "личку, по-подробнее"
|
luciliy
Участник
|
# Дата: 17 Май 2010 20:52
Ответить
Не утерпел - хочу объяснить причину довольно резкого ( не спорю ) комментария. Задел последний абзац статьи:
Цитата: Роман Сидоров В своих раздумьях Рыбаков удивительно близко подходит к православному восприятию общественной жизни То бишь в принципе неплохо
Цитата: Роман Сидоров но все-таки не переходит некую границу. Но все равно далек от истинного понимания
Цитата: Роман Сидоров И в этом для воцерковленного читателя одновременно содержатся и вопрос, и вызов, и урок. Полезно ознакомиться для общего развития, но не более того. Сразу вспомнилась одна рецензия, в которой говорилось, что автор довольно талантлив, но уж больно много несуразностей - где это видано, что герои, находясь в одном замке, пишут друг другу письма? Опять же сплошь короли да герцоги, а где описание угнетенных масс? Где классовая борьба? Тем не менее книга рекомендовалась для внеклассного чтения. В той книге были "Кориоланда", "Гамлет", "Король Лир".
|
Loreen
Участник
|
# Дата: 18 Май 2010 11:39
Ответить
luciliy, те, о ком Вы говорите как раз воцерковлёнными людьми не являются. Они скорее на дорвавшихся до стеклянных бус дикарей похожи. Им как-то в голову не приходит, что вера - это прежде всего долгая и кропотливая работа над собой, а вовсе не заключение страхового договора с обязательными отчислениями в виде периодических "добрых дел" на всякий случай.
Я не обижаюсь. Прекрасно понимаю, что Вы не хотели задеть лично меня. Всё в порядке.
|
luciliy
Участник
|
# Дата: 19 Май 2010 13:17
Ответить
Являясь ярым противником христианства ( именно как доктрины ), склонен придавать негативную окраску словам обычным и безусловно положительным с точки зрения людей этой веры. Данный дефект неискореним, но поддается коррекции. Поэтому прошу Вас ( и всех, чьи религиозные чувства я могу оскорбить по невежеству ) поправлять меня. Желательно по системе личных сообщений, но, если сочтете нужным, открыто. P.S. Хуже зла только зло, творимое по незнанию.
|
Tuk
Участник
|
# Дата: 19 Май 2010 15:24
Ответить
Цитата: luciliy Хуже зла только зло, творимое по незнанию. Это я понимаю. Хорошо и красиво сказано. Но, зло, творимое сознательно всё таки страшнее. Потому что -- цинично. Нет? Как Вы, думаете?
|
luciliy
Участник
|
# Дата: 20 Май 2010 03:03
Ответить
Цитата: Tuk Но, зло, творимое сознательно всё таки страшнее. Потому что -- цинично. Не всегда. Пресловутая проблема выбора между большим и меньшим злом существует и никуда от нее не денешься. Да и добрые дела могут быть для одних добрыми, а для других совсем наоборот.
|
luciliy
Участник
|
# Дата: 20 Май 2010 04:09
Ответить
Цитата: luciliy Да и добрые дела могут быть для одних добрыми, а для других совсем наоборот. Додумал: человек, творящий сознательно зло, причиняет его другим, а себе - добро.
|