Ru Sci-fi Форум Бориса и Аркадия Стругацких  
 - Начало - Регистрация - Ответить - Поиск - Статистика - Опросы -  - Правила форума
abs.rusfforum.org / Новости / Об Аркадии Стругацком и Юрии Трифонове во "Времени новостей-online"
Автор Сообщение
Роман Сидоров
# Дата: 16 Фев 2009 22:37
Ответить 


29.08.2005

Хмурые идеалисты.
Об Аркадии Стругацком и Юрии Трифонове


То, что Аркадий Натанович Стругацкий и Юрий Валентинович Трифонов родились в один день -- 28 августа 1925 года, разумеется, случайность, но случайность символическая. Различия бросаются в глаза. Трифонов был прозаиком от бога, что видно даже по дебютному роману «Студенты», принесшему автору сперва шумную славу, а годы спустя -- муки стыда. Стругацкие (нелепо отделять старшего брата от соавтора) были отличными читателями, знающими цену штучной фразе и ловко скроенному сюжету и уверенными, что этих знаний достаточно для того, чтобы построить если не шедевр (хотя почему бы и нет?), то умную, полезную и обаятельную книгу. Трифонов был при всех оговорках могучим традиционалистом, упрямо исследующим состав человеческой души и не менее сложно и страшно организованный состав того, что называется Историей. Стругацкие столь же сознательно избрали своим поприщем сомнительную (не только для официоза, но и для хранителей благородного предания) зону научной фантастики и в самых серьезных своих сочинениях не могли обойтись без звездолетов, нуль-транспортировки и прочей «тирьмпампамции». Для осмысления и истолкования современности Стругацким было потребно условное, изобретательно сконструированное будущее, Трифонову -- безусловное, елико возможно достоверно восстановленное, прошлое, та другая жизнь, в мучительных поисках которой вываливается из жизни этой герой одноименной повести.

На сюжетной периферии «Другой жизни» возникает тема спиритизма -- это не так уж далеко от фантастики. При всей несхожести книги Стругацких и Трифонова были надиктованы одним чувством -- тревожным и не до конца отрефлексированным ожиданием конца, то ли катастрофического, то ли незаметного превращения-исчезновения обжитого ими и их современниками мира, мира, который изо всех сил стремился казаться неколебимым и вечным. Рисуя в своих ранних сочинениях «светлое коммунистическое будущее», Стругацкие постоянно обрекали почти идеальных обитателей сияющего и лишь мнимо надежного послезавтрашнего парадиза на встречи с неизбывными трагедиями, будь то природный катаклизм в «Далекой радуге», невозможность быть богом, дорого оплаченная прогрессором Антоном-Руматой, или много чем чреватое соприкосновение с цивилизациями, не менее совершенными, чем земная (в предпоследнем рассказе «Полудня XXII века» Охотник, подстреливший четверорука трехпалого, обречен до конца жизни страдать, ибо предполагает, что убил чужого звездолетчика, а его друг со школьных лет, доктор, препарировавший четверорука, тщетно пытается переубедить Охотника, хотя он-то знал наверняка, знал с самого начала). Совсем нетрудно разглядеть здесь прообразы тех напастей, что выпадут героям повестей «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер». Если в «Гадких лебедях» юнцы уходят за таинственными иными от дурного общества, то в «Волнах...» появление люденов мотивировано отнюдь не недостатками той цивилизации, которая вроде бы избавилась от последних дураков. Что-то надвигается...

Как надвигалось всегда. Стабильность мнима. Обустроенный уют может быть нарушен в одночасье тенями прошлого или гостями из будущего. Канунность прозы Трифонова прямо вытекает из его пристального внимания к недавнему прошлому, за которым, как в романе «Синдром Никифорова», над которым бьется герой романа «Время и место», неизбежно проступает прошлое все более и более отдаленное. Когда-то оно было настоящим, полагало себя незыблемым и опасливо смотрело в неясное и неизбежное будущее. Какое угодно, но отнюдь не безоблачное. Это Трифонов знал не хуже, чем Стругацкие. Потому и могли их книги не только уживаться, но и рифмоваться в сознании читающего сословия времен развитого социализма. Потому и вычитывалось из них нечто сходное: будет то, что будет (но никак не райские кущи), а ты делай что должно. Сумрачность идеализму не помеха. «Понедельник начинается в субботу» не потому, что на дворе развеселые шестидесятые, а потому что иначе быть не может. Пока ты хоть в какой-то мере свободен от обстоятельств времени и места, от готовой стать былью сказки о тройке.

Андрей НЕМЗЕР

idy58
Участник
# Дата: 17 Фев 2009 03:00
Ответить 


Конечно, это очень упрощённый подход, и уж никак автор не мог не назвать Антона-Румату прогрессором -- это просто болезнь такая у всех критиков; лень им разбираться в таких незначительных деталях, надо полагать, -- но по крайней мере вполне доброжелательно написано. Автор снисходит даже до признания некоторого родства фантастики с настоящей литературой и готов, хотя и с оговорками, поставинть на одну доску маститого Трифонова и сомнительных АБС, за что при всём моём сакразме говорю ему спасибо.

Роман Сидоров
# Дата: 17 Фев 2009 11:47
Ответить 


Да я больше для полноты картины эту рецензию сюда положил. Подход, действительно, упрощённый. Ценность статья имеет - архивную.

Начало -
Ваш ответ
Bold Style  Italic Style  Underlined Style  Image Link  URL Link  Insert YouTube video  Empty quote 
:) ;) :-p :-( Ещё смайлики...  Отключить смайлики в сообщении
#610B38 #DF0101 #8A4B08 #FF8000 #0B610B
#01DF01 #01DFD7 #08088A #2E2EFE #7401DF
#DF01D7 #585858 #BDBDBD #D0A9F5 #A9D0F5
Ochrana proti spamu. Napi№te prosнm инslici иtyшi:

» Логин  » Пароль 
Только зарегистрированные пользователи могут здесь постить. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 
На форуме: Гостей - 2
Участников - 0
Рекорд одновременно присутствующих на форуме, Всего: 262 [3 Фев 2020 13:22]
Гостей - 262 / Участников - 0


Поддержка: miniBB™ © 2001-2020