Ru Sci-fi Форум Бориса и Аркадия Стругацких  
 - Начало - Регистрация - Поиск - Статистика - Опросы -  - Правила форума
abs.rusfforum.org / АРХИВ: Клуб "Экселенц" / Быть богом...
Автор Сообщение
<навигация>
# Дата: 26 Май 2004 07:14


26 Май 04 - 27 Май 04


Юрий Болотов
# Дата: 26 Май 2004 07:14


Сообщение: 17585
Заголовок: Быть Богом...
Как известно, человеку трудно быть богом. Но некоторым людям это все же удавалось сделать. Кто они – некие Прогрессоры из иных, высших миров или измерений? Странники-Людены, навсегда ушедшие от своих глупых и злых сородичей?
Данная статья повествует об одном из них. Я думаю, это не офтопик, т.к. и Булгаков в M&M, и Стругацкие в ОЗ касались его личности.
Но похоже, «нэ так все это было, нэ так…». Никакой мистики, чудес и сверхъестественных явлений IMHO тогда не происходило, а была все та же проклятая политика и вечные социальные проблемы.

(опубликовано в «Информ Полис» г.Улан-Удэ 08-09.1998 г.)


ПУТЬ ИССЫ, или
восточные корни христианства

Апокриф

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

С каждым годом все ближе становится знаменательная дата -
2000 лет со дня рождения быть может самого великого и в то же
время самого загадочного человека, когда-либо жившего на планете
Земля - Иисуса Христа. Сам факт, что летосчисление современной
цивилизации ведется именно с момента его появления на свет, сви-
детельствует о масштабе этой фигуры.
Согласно христианским и мусульманским религиозным представ-
лениям, все, что связано с Иисусом, имеет некий эсхатологический,
судьбоносный смысл для всего человечества. И потому едва ли было
бы правильно относиться к предстоящему юбилею как к очередной
"круглой" дате, которую можно отметить формальными мероприятиями
наподобие торжественных собраний, концертов и народных гуляний,
отделаться дежурными фразами о радости и благодати и после
по-прежнему спокойно и безмятежно дожидаться следующей тысячелет-
ней даты. Думается, какие-то радикальные перемены в жизни и в
сознании людей на рубеже двух эпох все же должны произойти. Для
верующего же человека вообще было бы грешно накануне этого вели-
кого события не преисполниться в душе светлых надежд, предчувс-
твий и ожиданий: "...ибо в который час не думаете, приидет Сын
Человеческий... а что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте!"
(Матф.24, Марк 13)
Апостол Иоанн Богослов в своем "Апокалипсисе" писал о нас-
туплении Миллениума - великого тысячелетия мира, дружбы и братс-
кой любви между людьми разных национальностей, языков и религий,
когда зло на Земле будет побеждено добром.
Апостол Петр также говорил: "...у Господа один день, как тысяча
лет, и тысяча лет, как один день... Придет же день Господень (но-
вое тысячелетие? - авт.), как тать ночью, и тогда небеса с шумом
прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на
ней сгорят. И мы должны ожидать нового неба и новой земли, на ко-
торых обитает правда." (2-е послание Петра гл.3, 5-13).
Как известно, Христос после распятия на кресте был мертв два
дня, а на третий день (в воскресенье) ожил. Тут прослеживается
некая параллель, аналогия с самой христианской церковью ("телом
Христа"), которая две тысячи лет пребывала в статичном и неизмен-
ном виде, но, возможно, "обретет второе дыхание" и новый импульс
к развитию в наступающем третьем тысячелетии - "эре Водолея".

* * *

"Многое и другое сотворил Иисус. Но если бы писать о том под-
робно, то, думаю, и самому миру не вместить написанных книг."
Евангелие от Иоанна гл. 21,25

"Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что
не было бы узнано."
Евангелие от Матфея гл. 10,26


МЕССИЯ

То, что Иисус как историческая личность существовал на
самом деле, а не был выдуман сказочниками и мифотворцами, пожа-
луй, не подлежит сомнению. Есть много косвенных исторических дан-
ных, подтверждающих реальность его жизни.
Кем же на самом деле был Иисус Христос - богом, ставшим че-
ловеком, или человеком, ставшим богом? Или тем и другим в одном
лице? Это вопрос религиозной веры, а не научного знания и одноз-
начно ответить на него нельзя.
Христиане считают его Сыном Божьим и в то же время самим Бо-
гом, мусульмане - одним из пророков Аллаха, иудаисты не признают
его ни тем и не другим, а индуисты и буддисты вообще не имеют оп-
ределенного представления о нем. Но, насколько известно, сам он

никогда не называл себя Богом и даже сыном Бога, но почти всегда
говорил о себе - я сын человеческий. Когда некто обратился к нему
со словами "Учитель Благий!", Иисус ответил ему: "Что ты называ-
ешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог" (Матфей
гл.19,17).
Христос родился на территории современного государства Изра-
иль, которое в те времена входило в состав Римской империи как
"провинция Палестина".
После появления на свет родители дали ему обычное для этой
страны имя Йешуа, что в переводе с древнееврейского означает "Бог
- мое спасение". (Поскольку у каждого народа есть свои особеннос-
ти произношения, на разных языках оно звучит по-разному: по-гре-
чески Иисус, по-польски Езус, по-испански Хесус, по-английски
Джизас, по-французски Жезю и так далее. На Востоке традиционно
принято произносить это имя как Исса или Иса, которое ничем не
хуже любого другого варианта.)
Второе имя Иисуса - Христос - это греческий перевод еврейского
слова Машиах (Мессия), что дословно означает "помазанник", кото-
рое появилось от древнего обычая помазывать голову претендента на
царский трон маслом елея во время "инаугурации" - вступления в
должность. Таким образом, оно имеет не столько религиозный,
сколько политический смысл.

О жизни Христа до 30-летнего возраста известно очень мало,
что является одной из главных загадок в истории христианства. Во
всяком случае несомненно одно: до начала его проповеднической де-
ятельности о высоком предназначении Иисуса не догадывались даже
его родные и соседи. "Не плотник ли он, сын Марии, брат Иакова,
Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли между нами его сестры?" - пре-
небрежительно говорили о нем "односельчане" из провинциального
Назарета (Марк гл.6,3).
Полное отсутствие информации о жизни Иисуса от 12 до 30 лет
дает нам возможность предположить одно из двух: либо все это вре-
мя он прожил в кругу семьи, ничем не выделяясь из общей массы
добропорядочных обывателей, либо в молодости он странствовал по

свету вдали от родного очага, и никому ничего не рассказывал о
своих путешествиях по возвращении домой. Странным выглядит тот
факт, что ни один из четырех евангелистов ни единым словом не
упомянул о жизни Иисуса в родном городе в указанный промежуток
времени. Не означает ли это, что в данное время его там просто не
было?
Зная необыкновенную коммуникабельность Иисуса, а также
весьма слабую его привязанность к домашнему очагу (еще двенадца-
тилетним подростком он потерялся на празднике в Иерусалиме, и
лишь через несколько дней родители нашли его в храме спокойно бе-
седующим со священниками), более вероятным представляется второй
вариант. В те стародавние времена еще не было школ и университе-
тов, радио и телевидения, газет и журналов, художественной лите-
ратуры и учебников, поэтому для того, чтобы получить образование,
набраться жизненного опыта и познать окружающий мир, молодому че-
ловеку из небогатой семьи нужно было надолго покинуть отчий дом и
самому отправиться на поиски знаний в дальние края. Тем более что
юношеские годы не очень располагают к рутинному домашнему труду и
чинному сидению в четырех стенах. Например, даже в детском воз-
расте он вполне мог быть на Мертвом море - удивительном озере,

которое по своим уникальным природным свойствам можно сравнить
разве что с Байкалом, на который, кстати, оно похоже своими очер-
таниями, окружающим ландшафтом да и самим названием "море". Это
озеро расположено всего в 20 км к востоку от Иерусалима на дне
огромной тектонической впадины. Старинные предания говорят, что
Мертвое море образовалось в долине, где некогда находились леген-
дарные города Содом и Гоморра, уничтоженные огненным дождем с не-
ба. Именно в это озеро несет свои воды река Иордан, и многие па-
ломники устраивали в ней ритуальные омовения, чтобы речная вода
навсегда унесла их грехи в Мертвое море.
Побережье Мертвого моря - 400 метров ниже уровня мирового океана
- это есть, как установлено географами сравнительно недавно, са-
мый низменный участок поверхности суши на всей Земле. Образно го-
воря, в этом месте человек находится ближе к преисподней, чем где
бы то ни было под солнцем. Свое название озеро получило из-за не-
обычайно высокой концентрации солей, растворенных в его водах,
отчего в нем не может жить ничто живое.

ТИБЕТСКИЙ АПОКРИФ

Косвенным подтверждением того, что Иисус много путешествовал
по свету, может служить его известная притча о "блудном сыне" -
человеке, который много лет скитался по дальним странам и в конце
концов вернулся домой, когда все родные считали его давно умер-
шим. Эту трогательную и в то же время вполне реалистическую исто-
рию вряд ли мог выдумать человек, не испытавший на себе все тяго-
ты жизни на чужбине. Впоследствии он говорил: "не бывает пророк
без чести, разве только в отечестве своем и доме своем" (Матф.
13,57). Разве мог такую фразу произнести человек, никогда не бы-
вавший за пределами своего отечества?

Но где же тогда странствовал Иисус? "Ближнее зарубежье" - Еги-
пет, Ассирия, Вавилон, Лидия, Персия, давно пережившие пору свое-
го могущества и расцвета, были достаточно хорошо известны на его
родине, коммерсанты и путешественники из этих стран были частыми
гостями в Палестине. То же самое можно было сказать и о жителях
юга Европы - греках и римлянах. Ничего таинственного и экзотичес-
кого для соотечественников Иисуса эти страны из себя не представ-
ляли, их культура и религия были давно прекрасно известны, и ни-
чего принципиально нового почерпнуть у них было невозможно. Евро-
пейские варвары - кельты, германцы и славяне в те времена находи-
лись на стадии первобытнообщинного строя, как и обитатели жаркой
Африки.
Но далеко на востоке от Средиземного моря находилась великая и
загадочная цивилизация древней Индии, чья высокая культура и ду-
ховность по сей день поражают исследователей. Не там ли следует
искать следы молодого Иисуса? Вообще на Востоке очень широко
распространены легенды о путешествии Христа в Индию, Тибет и Ги-
малаи. Наиболее известным и распространенным преданием на эту те-
му является так называемое "Тибетское Евангелие" - центральноази-
атское апокрифическое (т.е. не признанное христианской церковью)
сказание об Иссе, как на Востоке называют Иисуса Христа. Первый
перевод сказания был издан в Париже в 1894 году. По словам русс-
кого журналиста Николая Нотовича, автора французского перевода,
он обнаружил рукопись об Иссе в 1887 году. Путешествуя по Ладаку
(Северная Индия), он остановился в буддийском монастыре Хемис.
Там он узнал, что в монастырской библиотеке хранятся сочинения об
Иссе, написанные на тибетском языке. Ламы рассказали ему, что эти
предания были записаны в Индии на языке пали в середине I века
н.э. со слов людей, видевших Иссу, когда он жил в Индии и Непале,
а также со слов индийских купцов, которые поддерживали торговые
связи с Иерусалимом. Около 200 года палийские свитки привезли из
Непала в Тибет. Впоследствии их перевели на тибетский язык в мо-
настыре на горе Марбур близ Лхасы. В Хемисе хранились копии этих
переводов. Вторым европейцем, который подтверждает существование
рукописи, был известный русский художник Николай Константинович
Рерих. Он посетил Ладак в 1925 году, во время своей Централь-
но-азиатской экспедиции. 19 сентября 1925 года Рерих записал в
путевом дневнике: "...Мы узнали о подлинности рукописи о Иссе. В
Хеми лежит действительно старый тибетский перевод с манускрипта,
написанного на пали и находящегося в известном монастыре недалеко
от Лхассы... Сказки о подделке разрушены... Понятно, почему руко-
пись сохранилась именно в Хеми. Это один из старейших монастырей
Ладака, счастливо не разрушенный во время нашествия монголов."
Далее Рерих писал: "Хороший и чуткий индиец значительно говорит о
манускрипте из жизни Иссы: "Почему всегда направляют Иссу на вре-
мя его отсутствия из Палестины в Египет? Его молодые годы прошли
в изучении. Следы буддийского учения, конечно, сказались на пос-

ледующих проповедях. К каким же истокам ведут эти проповеди? Что
в них египетского? И неужели не видны следы буддизма Индии? Непо-
нятно, почему так яростно отрицается хождение Иссы караванным пу-
тем в Индию и в область, занимаемую ныне Тибетом."
Под непосредственным воздействием этих легенд Рерих написал
картину "Тень Учителя", на которой изображен характерный силуэт
Христа на фоне гималайских гор. Совсем недавно, в 1979 году, ру-
копись "Тибетского Евангелия" в монастыре Хемис видела Л.В.Шапош-
никова - известный востоковед. Рукопись имела заглавие: "Жизнь
святого Иссы, наилучшего из сынов человеческих" (см.журнал "Наука
и религия" 1989 г. N 7-8). Ее возраст составляет примерно 5-6 ве-
ков. Существуют и другие источники, например древние трактаты ти-
бетской религии "бон", в которых упоминается "чудотворец Есес из
страны Иран", который появился в северном Тибете примерно в нача-
ле нашей эры. В бонской иконографии Есес изображался справа
("одесную") от главного бога.

ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ ЧУЖОЙ ЗЕМЛИ

Впрочем, даже в канонических Евангелиях и ветхозаветных проро-
чествах можно найти намеки на восточные странствия Христа. Напри-
мер, в первой главе Евангелия от Луки есть странное выражение:
"По благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас
Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, напра-
вить ноги наши на пути мира". (Лука 1,78-79) Если олицетворением
Бога считать Христа, то эту фразу можно расшифровать так: "через

Христа нас посетил Восток, чтобы просветить нас и направить к ми-
ру". Евангелист Матфей рассказывает о таинственных мудрецах-волх-
вах, пришедших в Иерусалим откуда-то с востока, чтобы поклониться
и принести дары младенцу Иисусу, названному ими будущим царем
этой страны: "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни
царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: Где
родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и
пришли поклониться Ему... И се, звезда, которую они видели на
востоке, шла перед ними... Увидевши же звезду, они возрадова-
лись..." (Матфей 2, 1-10). Время и место его рождения они якобы
вычислили по появившейся на небе звезде, которую христиане назы-
вают Вифлеемской - то есть они в сущности были астрологами,
предсказывающими судьбу человека по звездам. (Поэтому христианс-
тво не осуждает астрологию - иначе церкви пришлось бы предать
анафеме и евангельских волхвов. "Отнюдь не все стриги, что рас-

тет" - говаривал Козьма Прутков). Согласно православным церковным
канонам на иконах "Преображения" Иисус Христос изображается на
фоне пятиконечной звезды. Стилизованное изображение пятилучевой
Вифлеемской звезды по сей день украшает рождественские елки и
остроконечные башни московского Кремля. "Я есмь алфа и омега, на-
чало и конец, первый и последний,... корень и потомок Давида,
звезда светлая и утренняя" - говорит о себе Иисус в Откровении
Иоанна Богослова (Отк. 22,16). Утренняя - опять-таки значит "вос-
точная". Крест - знак смерти Христа (и потому кресты обычно ста-
вятся на могилах), звезда же - знак его Рождества и в каком-то
смысле Воскресения (впрочем, пятиконечные звезды на надгробьях -
тоже не редкость в нашей стране). Поэтому первые христиане не ис-
пользовали символ креста в своих культовых обрядах - его в те
времена заменял зодиакальный знак рыбы, символизировавший астро-
логическую эпоху созвездия Рыб, в которую Земля вступила примерно
2000 лет назад, во времена Христа и которая продолжается до наше-
го времени; однако около 2003 года от Р.Х. она сменится новой
эрой - эрой Водолея. (А эре Рыб предшествовала эпоха Овна, завер-
шившаяся символическим жертвоприношением Агнца - Христа). Распя-
тие, изображающее мертвого Иисуса, бессильно висящего на кресте -
это символ его живого учения, омертвленного и догматизированного
богословами-схоластами еще во времена римских кесарей и визан-
тийских базилевсов.
Матфей в своем коротком рассказе трижды подчеркивает слово "вос-
ток", что само по себе знаменательно. Знаменательно и то, что
первыми, кто увидел в колыбели новорожденного Мессию, были отнюдь
не правоверные последователи ветхозаветного Бога-Отца Яхве (самих
христиан в то время, естественно, еще не существовало), а "невер-
ные язычники" из каких-то восточных (а не северных, западных или
южных) стран. Из какой же восточной страны пришли эти волхвы, ка-
кую веру исповедовали и каким богам поклонялись?
Были ли это жрецы солнечного бога Шамаша из Вавилона, после-
дователи Заратустры или бога Митры из Персии, ассирийские поклон-
ники Ваала, Мардука и Иштар? Логика и интуиция подсказывают нам,
что у колыбели (в прямом и переносном смыслах этого слова) новой
мировой религии - христианства могли стоять только представители
равной по силе и старшей по времени своего возникновения мировой
религии. Такая религия в то время уже была и называлась она буд-
дизмом. Как известно, буддизм зародился в Индии в 5 веке до рож-
дества Христова в результате проповеднической деятельности принца
Сиддхартхи Гаутамы, которого также называли Буддой т.е. "пробуж-
денным", озаренным светом истины, или просто Шакья-муни, отшель-
ником из племени Шакьев (санскритское "муни" и латинское "мони"
означают "монах", "отшельник"). Во времена Христа буддизм был
господствующей религией в Индии и буддийские монахи вели активную
миссионерскую деятельность во многих близлежащих странах. Вообще
говоря, эта похожая на сказку евангельская история с волхвами
очень напоминает древний буддийский ритуал, до сего дня сохранив-
шийся в Тибете (он подробно показан в фильме Б.Бертолуччи "Ма-
ленький Будда"). Когда умирает высший иерарх тибетского буддизма,
ламы-астрологи по расположению звезд вычисляют дату и место рож-
дения ребенка, в которого, по их представлениям, переселяется ду-
ша умершего далай-ламы. Иногда это место может находиться в тыся-
чах километров от Тибета. И вот в один прекрасный день в ка-
кую-нибудь захолустную деревушку в отдаленной провинции Китая или
Монголии внезапно прибывает делегация буддийских священников в
пышных одеждах, несущих драгоценные дары и благовония. Ламы, ми-
нуя дома знати и богачей, заходят в полуразвалившуюся хижину ка-
кого-нибудь бедного крестьянина и торжественно объявляют онемев-
шим от изумления родителям, что их новорожденный младенец - это
будущий царь Тибета, духовный и светский властелин тысяч и тысяч
людей.
Как мы видим, евангельские волхвы вполне могли быть буддийс-
кими монахами из Индии. На родине Иисуса об Индии (Хинду) было
известно издревле - например, в Библии говорится: "...этот Артак-
серкс царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии и до
Ефиопии." (Есфирь 1,1)
Что же могло привести их из долины Ганга к берегам Средиземного
моря? Как известно, сам Будда Шакьямуни, умирая, завещал своим
последователям ожидать через 5 веков пришествия нового Будды -
Майтрейи, который должен установить на земле счастливое тысяче-
летнее царство нравственного закона (дхармы), добра и справедли-
вости. Не поиски ли долгожданного Майтрейи привели индийских мо-
нахов к колыбели младенца Христа? Любопытно, что в буддийской
иконографии Майтрейя изображается сидящим не в традиционной для
Востока "позе лотоса", а в обычном для западных народов положении
со спущенными на землю ногами; возможно, это указывает на то, что
его пришествие ожидается с запада.

ЗОВ ЭДЕМА

В любом случае очевидно, что история с таинственными пришель-
цами с Востока не могла не волновать самого Иисуса в отрочестве и
юности, когда у молодого человека начинается трудный переломный
период становления личности и поиска своего места в жизни. Разг-
лядывая загадочные дары волхвов - возможно, это были какие-нибудь
драгоценные амулеты и талисманы, священные книги на неизвестных
языках, карты с изображением неведомых земель - подросток Иешуа
наверняка чувствовал жгучее любопытство и желание разгадать тайну
своего рождения. Кто он такой и почему именно его, сына бедного
плотника из Назарета, неведомые странники назвали будущим царем?
Ни отец, ни мать - люди простые и малограмотные - не могли приот-
крыть завесу над этой тайной. И может быть, именно поэтому, дос-
тигнув совершеннолетия, юный Иисус однажды простился с родителя-
ми, собрал мешок провизии и немного денег, и рано утром, когда
родной город еще лежал в предрассветной мгле, вышел из дома и
направился на восток, навстречу лучам восходящего солнца.

Восток! Там, вдали, за горами, пустынями и морями раскинулся
великий континент Евразия, необъятные просторы которого населяли
диковинные страны и народы; там полноводные реки век за веком
несли свои воды к океанам; там раскинулись привольные степи и лу-
га, дремучие леса, холмы и каменистые нагорья, и неведомые пу-
ти-дороги, где еще не ступала нога человека; и там сияли ослепи-
тельным блеском снежные вершины Гималаев - высочайших гор на пла-
нете Земля. И именно там, на востоке, если верить библейским ле-
гендам, в незапамятные времена Господь Бог насадил земной рай -
Эдем, в котором поместил сотворенных им первых людей - Адама и
Еву. (Бытие гл.2,8).
Не поиски ли давно утраченного земного рая влекли юношу из На-
зарета на восток, в таинственные глубины Азии? Кстати, само наз-
вание "Азия" происходит от корня "асу", что по древнефиникийски
значит свет, заря, восход - в противоположность слову "эреб" (Ев-
ропа) - мрак, запад, закат. "Свет приходит с востока" - гласит
латинская поговорка. (Сам Христос родился и жил именно в Азии, а
не в Европе или Африке, из чего можно заключить, что как геогра-
фически, так и духовно он все-таки ближе к "азиатам", чем, скажем,
к обитателям Европы, имеющим совершенно иную психологию и ментали-
тет, и поклонявшимся в те далекие времена сонму своих исконных
"арийских" богов, потерпевших в конце концов "идейное поражение"
от единого Бога ближневосточных народов).
Еще одним побудительным мотивом для предполагаемого путешест-
вия Иисуса на восток могло быть стремление найти следы нескольких
"колен" (родов) народа Израиля, некогда без вести потерявшихся во
времена ассирийского и вавилонского пленения (VII и V века до
н.э.)
Возможно, у него были сведения об исходе части этих племен на
восток, в просторы Азии. Иисус, как известно, считал себя пасты-
рем, посланным от Бога к "погибшим овцам дома Израилева" (Матф.
15,24). В таком случае он не мог допустить, чтобы какая-то часть
"стада" осталась в неведении о его миссии. "Если бы у кого было
сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девянос-
то девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если
случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней бо-
лее, нежели о девяноста девяти не заблудившихся." (Матф. 18,12).

В "Тибетском Евангелии" говорится так: "Когда Исса достиг 13
лет... он тайно оставил родительский дом, ушел из Иерусалима и
вместе с купцами направился к Инду, чтобы усовершенствоваться в
божественном слове и изучить законы великого Будды."
Мог ли Иисус в одиночку или с попутчиками пройти дорогу в много
тысяч километров от Палестины до Индии? История знает немало от-
важных путешественников, на свой страх и риск добиравшихся в са-
мые отдаленные уголки земного шара - Марко Поло, Афанасий Ники-
тин, Гумбольдт, Пржевальский, Ливингстон, Амундсен, Скотт и вели-
кое множество других, безымянных и никому не известных. Не следу-
ет думать, что международная торговля и туризм являются изобрете-
ниями ХХ века - и на заре нашей эры торговые суда и караваны пе-
ревозили сотни и тысячи тонн различных грузов и просто путешест-
вующих на огромном пространстве от Атлантики до Тихого океана.
Римские и греческие красавицы одевались в наряды из китайского
шелка, в древних хуннских погребениях в Монголии и Забайкалье на-
ходят бусы из стекла, выплавленного на берегах Средиземного моря.
Уже во II-I вв. до н.э. в Западной и Южной Индии появились тор-
говцы из эллинистического Египта. Морское сообщение между этими
странами значительно расширилось, когда стали использоваться пе-
риодические попутные ветры (муссоны и пассаты) для плавания через
Индийский океан. На крайнем юге Индии возникла римская торговая
фактория Арикамеду. Известный историк Плиний Старший писал, что
ежегодный баланс торговли Римской империи с Индией и Китаем сос-
тавлял тогда около 100 млн. золотых сестерциев.

АРЬЯВАРТА

Каким путем Иисус мог добраться до Индии? Самый простой и
доступный способ - это наняться погонщиком верблюдов в купеческий
караван, направляющийся на восток по древней торговой дороге -
Великому шелковому пути.
Этот путь начинался в средиземноморских портах Антиохия, Тир
и Сидон на территории Сирии и Ливана, затем через Дамаск, Пальми-
ру и Дура-Европос шел в Месопотамию, находившуюся под юрисдикцией
Парфянского (Пехлевийского) царства. Вдоль левого берега Евфрата
путь вел к древнему Вавилону, оттуда к городу Ктесифону (совр.
Багдад), потом в Экбатаны (совр. Хамадан) - столицу Парфии, затем
вдоль южной оконечности Каспийского моря по Иранскому нагорью в
Гекатомпил. В верховьях Мургаба и Герируда начиналась территория
Греко-Бактрийского царства, основанного в IV веке до н.э. самим
Александром Македонским. В эллинско-азиатское царство входили го-
рода Бухара, Мараканда (Самарканд), Александрия Ариана (Герат) и
Александрия Эсхата (Ходжент) в Ферганской долине, а столицей была
Бактра (совр. Балх и Мазари-Шариф). Из Бактры - крупнейшего цент-
ра международной торговли - караванные пути вели на восток, через
Памир и Тянь-Шань в Китай, и на юг, через горные перевалы Гинду-
куша в жаркую Индию. Бактрийские цари насаждали греческую цивили-
зацию в самом центре Индии, в провинциях Каписе и Гандхаре, до
начала I века н.э. Об этом свидетельствуют многочисленные изобра-
жения Будды и Бодисатв (прежних воплощений Шакья-Муни), фигуры
богов и демонов, которые относятся к искусству, долгое время на-
зывавшемуся греко-буддийским.

Далее в тибетском сказании говорится: "Четырнадцати лет моло-
дой Исса, благословенный Богом, переправился на другой берег Инда
и поселился у Арийцев, в благословенной Богом стране."
Арьяварта - "страна ариев" - так называлась в древности цент-
ральная часть Северной Индии. Эта страна была основным районом
древнеиндийской цивилизации, ядром государства Маурьев, здесь
сложились религии брахманизма, буддизма, джайнизма, языки санс-
крит и пали. Тибетское предание об Иссе повествует: "Слава о чу-
десном отроке распространилась в глубину северного Инда; когда он
следовал по стране Пенджаба и Раджпутана, почитатели бога Джайна
просили его поселиться у них. Но он оставил заблуждавшихся пок-
лонников Джайна и остановился в Джагганатхе, в стране Орсис, где
покоятся смертные останки Виассы-Кришны, и там белые жрецы Брахмы
устроили ему радушный прием. Они научили его читать и понимать
Веды, исцелять молитвами, обучать и разъяснять народу Священное
Писание, изгонять из тела человека злого духа и возвращать ему
человеческий образ."
В Индии Иисус мог обучиться таинственному искусству йогов, ко-
торые способны безболезненно пронзать свое тело металлическими
шипами и гвоздями и по своей воле впадать в состояние, неотличи-
мое от смерти.
В учении Христа несомненно видно влияние буддизма - например,
его проповедь о любви ко всему живому, непротивлении злу насилием
- "если тебя ударят по левой щеке, подставь правую", о кармичес-
ком воздаянии - "поступайте с другими людьми так, как хотите,
чтобы поступали с вами", "не собирайте себе сокровищ на земле, а
накапливайте незримое "сокровище на небесах" - т.е. карму добрых
дел; "кто поднимет меч, тот и погибнет от меча" и так далее. Его
учение о воскресении мертвых во плоти напоминает буддийскую идею
перерождения души в новом теле.
Во всяком случае, в проповеди Христа нет ничего, что противоре-
чило бы учению Будды. Если рассмотреть лишь его собственные сло-
ва, без учета более поздних интерпретаций и наслоений, то мы ясно
увидим их духовную близость. Краткое время земной жизни Христа и
яростное противодействие врагов не дали ему изложить людям свое
религиозно-философское учение во всей полноте - до нас сохрани-
лись лишь отрывочные сведения, сохранившиеся по памяти очевидцев
через много лет после его ухода.

СЛЕДЫ В ПУСТЫНЕ

Вполне возможно, что молодой Иисус, пробыв несколько лет в Ин-
дии, добрался и до подножия Гималаев - самых высоких гор на нашей
планете. Гималайские горы - ровесники человека; они начали свой
подъем от маленькой незаметной "кочки" к заоблачным высотам при-
мерно 1-2 миллиона лет назад, когда на Земле появились первые лю-
ди, "Адам и Ева" - представители вида "хомо сапиенс", и с тех пор
растут вместе с родом человеческим.
Но остановился ли он перед этим барьером, повернул ли назад от
снежных вершин - домой, на родину? А может, быть, пройдя горными
перевалами, один или в сопровождении спутников двинулся дальше на
север? А там, на севере, в самом сердце Азии, лежали каменистые
плоскогорья Тибета, выжженная солнцем солончаковая пустыня Гоби и
бескрайние степи Халха-Монголии. "Передать основное ощущение Гоби
в целом можно двумя словами: ветер и блеск. Ветер дергающий,
треплющий и раскачивающий, несущийся по горам и котловинам с ше-
лестом, свистом и гулом... Блеск могучего солнца на неисчислимых
черных камнях, полированных ветром и зноем, горящие отраженным
светом обрывы белых, красных и черных пород, сверкание кристалли-
ков гипса и соли, фантастические огни рассветов и закатов, зер-
кально-серебряный лунный свет, блестящий на щебне или гладких
"озерках" твердой глины" - писал И.А.Ефремов в книге "Дорога вет-
ров". Краски Гоби - огненно-алые цвета закатного неба и ярко-си-
ние тени на земле можно видеть на полотнах Н.К.Рериха, который
прошел великую пустыню во время своей центральноазиатской экспе-
диции.
"Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми
сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится,
и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся,
и неровные пути сделаются гладкими..."
- эти строки писал за несколько веков до Иисуса пророк Исаия,
имея в виду грядущего Мессию - царя-помазанника Израиля (Исаия
гл.40,3-4). Не прозревал ли пророк в тумане будущих времен Хрис-
та, устало бредущего по пустыням и степям Центральной Азии?

Мог ли Иисус дойти до Байкала? А почему бы и нет? Для молодого
человека 25 лет такой дальний поход не был чем-то невозможным.
Мертвое море и Байкал - эти два сакральных, священных озера,
поразительно похожих друг на друга даже своими очертаниями, свя-
зывает какая-то мистическая астральная связь, некое скрытое влия-
ние на судьбы человечества. Мертвая вода Мертвого моря и живая
вода Байкала обладают еще не познанными целебными свойствами, и
согласно древним мифам и легендам, человек, омывшийся мертвой и
живой водой, мог воскреснуть из мертвых.
Берега Байкала населял в те времена великий и многочисленный
народ гуннов (хунну). Иссык-Тенгиз - Священное море - так, воз-
можно называли гунны этот водоем. Империя Хунну в те времена была
четвертой по своему могуществу державой античного мира - после
Рима, Парфии и Китая. Время образования этой державы степных ко-
чевников примерно совпадает со временем разрушения Иерусалима ва-
вилонским царем Навуходоносором и массовым угоном израильтян на
восток в качестве "вестарбайтеров" - дешевой рабочей силы. Воз-
можно, какой-то части рабов удалось вырваться из вавилонского
плена и совершить "исход" в новую "землю обетованную" - прибай-
кальские степи? В ранних хуннских погребениях наряду с останками
людей монголоидного типа находят и черепа, принадлежащие к евро-
пеоидному типу. Не здесь ли нашел Иисус "заблудших овец" своего
стада?
"Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня:
"Вот Я! Вот Я!" говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим."
(Исаия гл.65,1)

Родина Иисуса - Израиль в те времена была оккупирована Римской
империей, и ею правили римские чиновники - прокураторы, власть
которых держалась на мечах и копьях латинских легионеров. Молодой
человек не мог не мечтать об освобождении своей родины от инозем-
ных захватчиков. И возможно, он увидел в азиатских кочевниках ту
силу, которая могла бы ниспровергнуть ненавистное иго римских ке-
сарей. Неизвестно, кто подал хуннам идею о "последнем броске на
запад", но через несколько десятилетий орды кочевников-гуннов ри-
нулись из глубин Азии в Европу, от Байкала к Атлантическому океа-
ну, положив начало Великому переселению народов, великой социаль-
ной революции, в ходе которой варварскими племенами - гуннами,
аварами, болгарами, кельтами, германцами и славянами была разг-
ромлена античная рабовладельческая цивилизация, на обломках кото-
рой возникла христианско-феодальная цивилизация Средневековой Ев-
ропы. Колесо истории совершило свой новый оборот...

ВОЗВРАЩЕНИЕ СЫНА

С точки зрения православной разновидности христианской рели-
гии Россия есть "богоизбранная" страна, призванная сыграть ключе-
вую роль в истории человечества. Поэтому, вероятно, для правос-
лавного верующего не будет ничего странного в том, что сам осно-
ватель этой религии мог некогда "инкогнито" посетить эту страну и
оставить свой след на ее земле - все-таки, думается, Россия не
менее достойна такого визита, чем, скажем, Египет, Непал, Англия
или Персия.
Возможно, именно в этих дальних странствиях по всему свету
сформировался характер и огромный жизненный опыт Иисуса, его уме-
ние находить общий язык с самыми разными людьми, его религиозное
мировоззрение, а также таинственные и "сверхъестественные" экс-
трасенсорные способности. Во всяком случае, Иисуса легко предста-
вить странствующим дервишем и пилигримом, и почти невозможно -
скромным домашним сидельцем и затворником.
От Байкала достигший зрелого возраста Иисус мог вернуться на
родину. И его старый отец - Иосиф, увидев на дороге вернувшегося
живым и невредимым сына, которого все давно считали мертвым, мог
вскричать: "Скорее принесите лучшую одежду и оденьте его, и при-
ведите откормленного теленка и заколите его; будем есть и весе-
литься, ибо мой сын пропадал и нашелся, был мертв и ожил!"
(Лука 15, 22-24).

В библейских пророчествах однозначно говорится, что Царь-Мессия
должен прийти в Палестину с северо-восточного направления, из
очень далекой страны:
"...Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал следовать за
собою, предал ему народы и покорил царей?... Он гонит их, идет
спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими... Я
воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет при-
зывать имя Мое... Вот, отрок Мой, которого Я держу за руку, изб-
ранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на не-
го, и возвестит народам суд." (Исаия, гл.41-42) И еще: "Я воззвал
орла от востока, из дальней страны исполнителя определения моего"
(Исаия 46,11).
Более того, это почти единственный признак, по которому можно
узнать истинного Мессию (Христа по-гречески), потому что никакие
другие его приметы в ветхозаветных пророчествах не указываются.
Северо-восточный азимут в Иерусалиме почти точно указывает на
район Байкала - самой дальней точки древней Ойкумены, обитаемой
зем

Василид2
# Дата: 26 Май 2004 16:45


Сообщение: 17591
Заголовок: Быть Богом...
Отклик на: 17585 Быть Богом...
Уважаемый Юрий!
Был рад, обнаружив и прочитав Вашу статью, что нашел единомышленника. Дело в том, что концепцию, очень сходную с Вашей я выдвинул в своей книге "Диалог с Зеркалом в поисках Идеала", написанной в 1990-92гг. К сожалению, эта книга, хотя и была принята издательством "Узбекистан" в Ташкенте, в связи с развалом СССР так и не была опубликована. Экземпляр рукописи в те же годы я отослал Б.Н. Стругацкому. Помещать ее на этот сайт было бы, конечно, неуместно: книга не статья. Но на своем сайте я ее разместить планирую, но, видимо, не скоро, потому что это связано со сканированием большого объема (240 стр.) и последующего редактирования, а потом и с подготовкой закачки на сайт. Даст бог, когда-нибудь это произойдет, и Вы сможете вместе со мной удивиться сходству наших мыслей. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Близость махаяны и этического учения христианства очевидны. Интересна "материалистическая" интерпретация "воскрешения" Христа у Вас и у меня. Хотя здесь вряд ли уместно проводить подобное сопоставление.Но, конечно, все далеко не идентично. Понятно Ваше желание провести Христа в Израиль через Алтай и Россию, но в "Евангелии из Лхасы" четко сказано: "Тогда он оставил Непал и Гималайские горы, спустился в долину Раджпутана и направился к западу...". И Алтай и Россия все же на севере и насеверо-западе от
Непала. Как быть с этим свидетельством. Хотя гипотеза красивая.
Да и при ближайшем рассмотрении Христос "Евангелия из Лхасы" и Христос синопиков очень сильно отличаются друг от друга. Тут Вы правы: переврали ученики. Но это и до нас с Вами сказали.
Если Вам интересно продолжить общение, мой сайт: http://vasilid2.ferghana.ru, e-mail: VasilievVova@yandex.ru.
До встречи в Сети, с уважением Вл. Васильев.


Аристид Комнин
# Дата: 27 Май 2004 01:54


Сообщение: 17592
Заголовок: Быть Йогом...
Отклик на: 17585 Быть Богом...
Всё враки. Иисус родился не на территории современного государства Израиль, а на территории современной Турции и был распят в Истамбуле, тогда называвшимся "Рим", "Константинополь" и "Иерусалим", в середине тринадцатого века после "Рождества Христова". Его казнь послужила поводом к крестовым походам и всему прочему.


Василид2
# Дата: 27 Май 2004 09:54


Сообщение: 17594
Заголовок: <без названия>
Отклик на: 17592 Быть Йогом...
Реальна не та история, что изложена в модных или забытых книгах, а та, что живет в нашей душе, вынуждая нас поступать в соответствии с ее уроками и с ее идеями. Как писал К. Маркс: "идеи становятся материальной силой, когда овладевают массами". Реальной материальной силой обладают идеи Христа-Гаутамы. Из этого и будем исходить! Хотя я к этим идеям отношусь достаточно критически, что, особенно, четко выражено в упомянутой моей книге, но присутствует и в других произведениях (смотри мой сайт).
С уважением Вл. Васильев.


Начало -
 
На форуме: Гостей - 1
Участников - 0
Рекорд одновременно присутствующих на форуме, Всего: 251 [23 Янв 2017 05:48]
Гостей - 251 / Участников - 0


Поддержка: miniBB™ © 2001-2019