Ru Sci-fi Arkady & Boris Strugatky's Main Page
Поиск по официальной странице и книгам Стругацких
Форум Бориса и Аркадия Стругацких  
 - Начало - Регистрация - Поиск - Статистика - Опросы -  - Правила форума
abs.rusfforum.org / АРХИВ: Клуб "Экселенц" / Еще раз о фантастике вообче
Автор Сообщение
NN
# Дата: 9 Июл 2002 12:49


Сообщение: 9301
Заголовок: Прочитал статью Мещеряковой...
Прочитав статью М.И. Мещеряковой, решил высказать Нечто по поводу ее темы. Почти уверен, что обсуждать эту тему многим надоело или кажется бесперспективным - но на то оно и Нечто, что рвется наружу.
Что вызвало его к жизни? Приведу несколько цитат: "Фантастика - один из наиболее широко толкуемых терминов современного литературоведения. Этим термином обозначают определенный тип образности, систему изобразительно-выразительных средств, а также вид литературы, в котором фантастика выступает в качестве ведущей темы (что, естественно, сочетается с соответствующими приемами изображения)".
С детства не любил определений, в которых определяемый термин находится по обе стороны черточки. "Фантастика - это вид литературы, в котором фантастика выступает..." А во втором случае Ф. - это "определенный тип образности" или еще что?

"По мнению многих фантастов (среди которых - братья Стругацкие) термин
"научная" только вносит ненужную путаницу. О "научности" речи может не
идти даже на уровне мотивов, а произведение, тем не менее, будет признано
фантастикой. Да и кто может определить критерий научности-ненаучности,
если в самой науке не существует на сегодняшний день четкой модели мира и
человека в нем, а ведущие направления прогнозируемого развития научного
познания очень плохо просматриваются? "
Уважаемые "многие фантасты" могут как угодно отноститься к определению "научная", но следует признать, что оно востребовано не столько ими, сколько читателями. Фактически я полагаю, что всякая классификация в пространстве литературы имеет два смысла: внешний и внутренний. Внешний смысл классификации - внесение порядка в книжный рынок, создание удобных, хотя бы и условных рубрикаций в магазинах и библиотеках. Внутренний смысл - технологический: она помогает писателям понять, как попасть в тот или иной раздел книжного рынка. Все прочие классификационные радости интересны только создателям классификаций.
Так вот, "научная фантастика", равно как и "фэнтези", и "хоррор", и "дамский роман" - технический термин книжного рынка, и обсуждать его нужно как таковой. Если сегодня на рынке вместо "НФ" используют термин "твердая
Ф" (кажется, все-таки "твердая НФ"), то только потому, что страниями "многих фантастов" читатель неоднократно попадал впросак, когда он хотел арбуза, а ему давали соленый огурец.

"Отечественным литературоведением за рабочее принято определение фантастики как "разновидности художественной литературы, в которой авторский вымысел от изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого - вымышленного, нереального, "чудесного мира " (предложено авторами Литературного энциклопедического словаря 1987 г.)
В соответствии с этим определением, формируется комплекс основных
представлений и понятий фантастики. Специфический объект фантастики
отличается от других тем, что он существует в потенции, в то время как
остальные - в действительности."
Но остается еще один смысл термина "фантастика" - внутренний. И здесь, как кажется, автор стоит на правильном пути, но далеко от его завершения. Конечно, искать специфику фантастики следует искать в сопоставлении с другими жанрами - но сперва хорошенько осознав, что же объединяет ее с этими "другими".
Не думаю, что "специфические объекты" детектива, боевика, сентиментального романа или психологической прозы "существуют в действительности". Конечно, отождествление создаваемых авторами текстов данных жанров с объектами реальности упрощено по сравнениюс объектами фантастическими - но все же это особые объекты, отличные от реальности. Литература, как известно, занята проблемой человеческого существования, и при этом пытается решать ее, используя в качестве метафоры этого существования самые разные аспекты бытия. Для дамского романа человек есть существо любящее (а ежели нелюбящее, то он не человек, а козел - я про романы, а не вообче). В полицейских жанрах все существование человека сводится к противостоянию преступления (нарушения порядка) и расследования (восстановления порядка). Множить примеры можно долго, но вернемся к нашей теме.
Мне кажется, фантастика как жанр литературы XIX - XX вв. приняла в качестве "тела" метафоры человеческого существования возможности человека. Главный вопрос фантастического произведения - что может и чего не может человек. При этом сами возможности также получили специфическое метафорическое воплощение. В НФ метафорой человеческих возможностей стали наука и техника, в фэнтези - магия. Зацикленность на возможностях и стала причиной того, что фантастика как жанр воспринимается многими (в основном оправданно) в качестве подростково-мальчиковой литературы (наряду с детективами, где метафорой человеческих возможностей является разум расследователя - не путать с полицейскими романами!).
Литературная эквивалентность науки и магии - не новость. Мне лишь кажется, что главный вопрос все-таки не в том, какая из этих метафор "правильная", а в том, на сколько хватит энергетического ресурса самой метафоры человеческих возможностей - может, настанет момент, когда станет неинтересно читать, что человек может или не может сделать, техникой ли, магией ли...
Ну все, логика кончилась - похоже, Нечто Снаружи.


Начало -
 
На форуме: Гостей - 1
Участников - 0
Рекорд одновременно присутствующих на форуме, Всего: 262 [3 Фев 2020 13:22]
Гостей - 262 / Участников - 0


Поддержка: miniBB™ © 2001-2024