Ru Sci-fi Форум Бориса и Аркадия Стругацких  
 - Начало - Регистрация - Ответить - Поиск - Статистика - Опросы -  - Правила форума
abs.rusfforum.org / АБС: творчество, наследие, уроки / Мифическое пространство в прозе Братьев Стругацких
Автор Сообщение
Василий_Клименко
Участник
# Дата: 9 Окт 2011 19:59 - Поправил: Василий_Клименко
Ответить 


Попытка анализа

Я не претендую на полноту раскрытия темы. Я лишь попытался выделить то, что является важным для меня

Многие писатели творят в своих произведениях некий миф, неповторимое мифическое пространство. Это вполне справедливо и в отношении творчества Бориса и Аркадия Стругацких. Но характер созданного ими мифического пространства определяется самим жанром их произведений. Стругацкие не раз говорили о том, что пишут социальную фантастику. Следовательно, творимый писателями миф несет на себе отпечаток не только их индивидуального мироощущения, но и определенных социальных стереотипов современного им общества. Попробуем посмотреть на творчество Братьев Стругацких с этой точки зрения.
Одной из основных характеристик мифического пространства является наличие двух полюсов: центра, в котором царят гармония и порядок; и периферии, находящейся, как правило, в состоянии первобытного хаоса. В целом ряде произведений Братьев Стругациких Миру Полдня – коммунистической земной цивилизации двадцать второго века – противопоставлены «отсталые» цивилизации на других планетах. Мифическое пространство Мира Полдня зеркально отражено в других «мирах» Братьев Стругациких. С точки зрения обитателей Империи Неизвестных Отцов на планете Саракш («Обитаемый остров») их государство является оплотом порядка, которому самим своим существованием угрожают непредсказуемые «выродки» и «мутанты». А Город в романе «Град обреченный» окружен непригодной для жизни пустыней.
В принципе граница между гармонией и хаосом, «своим» и «чужим» носит условный характер. «Выродки» живут внутри Империи, а в Мире Полдня появляются «подкидыши» Странников. Доминирующим становится ощущение неустойчивости, нависшей опасности. Именно такое настроение характерно для человека последнего периода советской истории – человека, который потерял веру в непогрешимость своей идеологи, но еще хочет сохранить равновесие, не соскользнуть в бездну «чужого» начала.
В этой связи показательна эволюция творчества Братьев Стругацких. Начав с фантастики научной, они со временем пришли к фантастике социальной. Попытка разгадать тайну «чужого» мира не является для них самоцелью. Момент контакта служит отправной точкой для развития сюжета. При этом повторяется закономерность: попадая в «чужой» мир, герой взрослеет, обретает новые силы, переосмысливает роль, которую отводит ему «своя» культура. Это и Антон в повести «Трудно быть Богом», и Максим Каммерер в «Обитаемом острове», и Андрей в «Граде обреченном». Здесь фантастика перерастает в роман воспитания, а «Мир Полдня» и «чужая» культура оказываются двумя сторонами единой реальности, которые изо дня в день оказывают влияние на формирование личности героя.
Контакт с «чужой» реальностью – где бы она ни находилась – служит герою отправной точкой для переоценки ценностей. Погрузившись на долгое время в «чужую» среду, герой постепенно переносит на эту среду центр тяжести своей личности, свои симпатии и антипатии. Так Антон в повести «Трудно быть Богом» находит на чужой планете не только «жрущую и пьющую биомассу», но и выдающихся ученых и писателей, людей, которым он сочувствует и которыми восхищается. Но эта его любовь к новым друзьям входит в противоречие с ролью наблюдателя, которой он должен ограничиться в соответствии с предписаниями своего земного руководства. В конце концов, он вмешивается в «чужую» реальность, желая помочь тем, кого он любит. Более близкое знакомство с чужой планетой открывает для него новые противоречия, которые ведут к бунту против земных авторитетов.
В принципе, таким бунтом кончают почти все герои Братьев Стругацких, вступившие в контакт с «чужой» реальностью. Максим Каммерер в «Обитаемом острове» отказывается подчиниться Страннику-Сикорски и вернутся на Землю, предпочитая остаться на «своем» Саракше. А Лев Абалкин в повести «Жук в муравейнике» стремится – вопреки запрету – прикоснуться к «детонатору», разгадать тайну своего рождения. Во всех этих случаях «своя» культура открывается сознанию героя неожиданной стороной. Она становится для него внешним авторитетом, стремящимся совершить насилие над его личностью. Так в самой сердцевине «своей» культуры возникает отчуждение. И вот уже в творчестве Братьев Стругацких появляется образ демиурга, равнодушного творца мира, который не связан со своим творением узами любви («Отягченные злом»). А в повести «За миллиард лет до конца света» сама вселенная оказывается в роли внешнего авторитета, подавляющего инициативу отдельной личности.
В результате всего этого человек, как личность, оказывается между двумя полюсами отчуждения и вынужден отстаивать свою правоту, вступая во взаимодействие сразу с двумя безликими «чужими» силами: «жрущей и пьющей биомассой» на периферии и «внешним» для него авторитетом в центре. Само представление о «чужом» является следствием отчуждения и, в тоже время, становится частью мифического пространства. А миф о «чужом» есть уже следствие личностного восприятия. Уже упоминавшийся выше Антон из повести «Трудно быть Богом» временами готов видеть в «чужом» мире только «биомассу». Но потом вдруг вспоминает о действительно достойных людях из этого мира. В результате его представление о «чужом» мире постоянно меняется, колеблется между двумя полюсами.
Аристотель говорил о том, что эстетическое воздействие, катарсис, который происходит в душе человека при восприятии произведения искусства, есть следствие взаимодействия двух чувств: жалость и страха. Продолжая мысль Аристотеля, Джеймс Джойс устами Стивена Дедала, героя роман «Портрет художника в молодости» делит чувства на эстетические (статические) и неэстечиские (динамические). Эстетические чувства (жалость и страх) «останавливают» нас перед объектом восприятия, заставляют рассмотреть в нем красоту. Неэстетические чувства (отвращение и влечение) превращают красоту в объект динамического воздействия, манипуляции. Если мы перенесем эту классификацию на мифическую реальность, то получим следующее: эстетические чувства «останавливают», заставляют рассмотреть в реальности личность; неэстетические же чувства превращают реальность в объект манипуляции. Антон движим жалостью, состраданием к жителям «чужого» мира. Но сам их образ жизни вызывает в нем отвращение. А это, в свою очередь, дает право на манипуляцию, вторжение в «чужой» мир.
В рассуждениях Джойса об эстетических и неэстетических чувствах есть такая мысль: отвращение в искусстве означает уклон в сторону дидактики, влечение – уклон в сторону эротики. Читая произведения Братьев Стругацких, наблюдая за событиями, происходящими в созданных ими мирах, мы получаем подлинное эстетическое наслаждение. И все же необходимо признать, что дидактика является важной составляющей их творчества. Герой Братьев Стругацких, движимый высоким идеалом Мира Полдня, стремится переделать несовершенную, чуждую ему реальность. Можно указать и на отсутствие противоположного уклона: эрос как любовь мужчины и женщины практически отсутствует в творчестве как отдельная тема. В гораздо большей степени присутствует эрос познания, научного исследования. Но и он в определенный момент наталкивается на свой предел. Романтическую дымку рассеивает контакт с «чужой» реальностью. Герой, как правило, оказывается перед дилеммой, которая заставляет его пожалеть о том, что он вступил в контакт. В этом контексте вполне логична мысль, которую мы встречаем в одном из поздних произведений: «Тайна – некрасива».
В некотором смысле можно говорить о религиозной идее в творчестве Братьев Стругацких. Конструируя разные миры, они вплотную подходят к идее творца, демиурга. Но эта идея носит чисто отрицательный характер. В созданном ими мифическом пространстве не остается места для любящего Создателя. Радикальная инаковость Другого воспринимается героем как чуждость. При этом он готов простить «чужому» его слабость, проявить к нему сострадание. Но он не может принять «чужого» как силу, видит в нем угрозу своей независимости. Возможно, именно потоэму дидактика в их творчестве преобладает над эросом, который в любом случае предполагает подчинеие иному как силе.
На созданный Братьями Стругацкими миф о Мире Полдня можно смотреть по-разному. Можно увидеть в нем проект идеального общества будущего. Но лично для меня он является отражением тех противоречий и настроений, которые были характерны для конца советской эпохи. Так или иначе, произведения Стругацких отразили определенный кризис в обществе. Но это не только кризис коммунистической идеологии. Это кризис любой идеологии, которая претендует на тотальный контроль над реальностью. Эта претензия на контроль в конце концов приводит к недоверию к любой силе – включая Бога, ту Силу, которая лежит в основании всех наших самых благородных помыслов и устремлений.
Но состояние кризиса предполагает момент неопределенности. Мы видим не только конфликт, но и стремление преодолеть его. В книгах Стругацких мы открывает для себя мифическое пространство, частью которого являемся мы сами. Именно поэтому мы так пристально вглядываемся в необычные миры, созданные воображением любимых нами писателей-фантастов.

obm123

Участник
# Дата: 9 Окт 2011 20:47
Ответить 


Со всем уважением, просьба: а нет ли возможности для меня, и для таких как я, просто перевести всё это в краткий нумерованный список, подобно
1. важное-А
2. важное-Б
3. важное-В
и т.д
Достаточно будет, если каждое одно важное Вы обозначите всего лишь одним словом, максимум - парой.
И желательно, с расстановкой по ранжиру, по приоритету важности.

Честное слово, прочитал, но так и не понял, что же, собственно, важного именно Вы увидели в произведениях Стругацких. Сколько этого важного, одно, два, десять?
А так хочется сравнить с тем важным, что я вычитал.

Очень надеюсь, что сделать список будет нетрудно.
Заранее благодарен.

Уран

Участник
# Дата: 10 Окт 2011 04:44 - Поправил: Уран
Ответить 


Цитата: obm123
Очень надеюсь, что сделать список будет нетрудно.

Очень надеюсь, что автор этого замечательного эссе не пойдёт у вас на поводу и ничего такого делать не будет.

Уважаемый Василий_Клименко, то, что вы пишете, весьма интересно. Взглянуть на обсуждаемые предметы с новой стороны - редкая и ценная возможность. Близкие, или родственные вопросы о мировоззрении АБС и "фоновой идеологии", стоящей за их творчеством, у нас тоже обсуждались. Например, здесь, и здесь. Возможно, вы поучаствуете в наших дискуссиях.

Цитата: Василий_Клименко
Само представление о «чужом» является следствием отчуждения и, в тоже время, становится частью мифического пространства. А миф о «чужом» есть уже следствие личностного восприятия.

Это место не совсем понятно. Что имеется в виду, какой миф? Миф о «чужом» вообще? Миф, живущий в сознании авторов? Миф, творимый ими в конкретном произведении? В творчестве в целом? (Так сказать, "миф для нас"). Или это "локальный" миф, творимый авторами для конкретного героя, как часть его мировоззрения?

Не могу не сказать ещё вот о чём. Хорошее впечатление от работы в целом может быть легко испорчено каким-нибудь частным пустяком. Вы пишете:
Цитата: Василий_Клименко
Стругацкие не раз говорили о том, что пишут социальную фантастику.

Да нет же, это критики так говорили! Стругацкие всего лишь не оспаривали этого. Вот, пожалуй, единственное место, где неявно содержится признание их причастности к этому виду НФ.
Цитата: Аркадий Стругацкий, интервью 89 года
А что такое «застойные явления» для фантастики? Для фантастики это, прежде всего, полное подавление всякого движения, начатого Иваном Антоновичем Ефремовым. Одно время это движение называли «социальной фантастикой». Мы уже не будем говорить о том, что одно из самых мощных произведений Ефремова «Час Быка» было буквально раздавлено.


Василий_Клименко
Участник
# Дата: 10 Окт 2011 17:50
Ответить 


Цитата: obm123
Достаточно будет, если каждое одно важное Вы обозначите всего лишь одним словом, максимум - парой.


...Столкновение героев АБС с "чужим" и их неспособность принять инаковость Другого как силу, не боясь потерять при этом свое Я....
Извините, что не ДВА слова - для таких вещей все же требуется развернутое определение...

Цитата: Уран
Очень надеюсь, что автор этого замечательного эссе не пойдёт у вас на поводу и ничего такого делать не будет.


А почему бы и нет? Всегда интересно заново сформулировать то, что является для тебя важным - тем более в такой краткой форме.

Цитата: Уран
Что имеется в виду, какой миф?


Миф, сформированный в обществе и определенным образом воплощенный в произведениях АБС.

Цитата: obm123
Стругацкие всего лишь не оспаривали этого. Вот, пожалуй, единственное место, где неявно содержится признание их причастности к этому виду НФ.


Простите, я здесь, наверно, допустил неточность. В "Комментарии к пройденному" БНС говорит о переходе от научной к НАСТОЯЩЕЙ фантастике.

Victoria
Участник
# Дата: 10 Окт 2011 18:03 - Поправил: Victoria
Ответить 


Это пространство есть во всех произведениях Стругацких и именно поэтому их книги читать так интересно. Наиболее интересно это пространство показано в книге "Град Обреченный". Как раз создание такого пространства это то новое, чего раньше у других писателей не было.

obm123

Участник
# Дата: 10 Окт 2011 23:41
Ответить 


Цитата: Василий_Клименко
...Столкновение героев АБС с "чужим" и их неспособность принять инаковость Другого как силу, не боясь потерять при этом свое Я....

Принято.
Спасибо.
Надо бы мне этот вывод обдумать.
Пошел думать.

Уран

Участник
# Дата: 11 Окт 2011 06:08
Ответить 


Цитата: Уран
Само представление о «чужом» является следствием отчуждения и, в тоже время, становится частью мифического пространства. А миф о «чужом» - миф, сформированный в обществе и определенным образом воплощенный в произведениях АБС - есть уже следствие личностного восприятия.

В таком случае не совсем понятно, что же такое "личностное восприятие". Чьё восприятие? Восприятие чего?
"Личностное" - это, очевидно, модус, но сколь широко вы его толкуете? Представление о чужом есть и у животных. Мифы - явление культуры, следовательно, они есть только у людей. Но, чтобы миф был следствием чего бы то ни было личностного, личность должна появиться раньше, чем миф. Миф о "чужом" - самый древний, наверное, из мифов. А философы и антропологи в один голос говорят, что личность - относительно позднее явление.
Возможно, от непривычки к такого рода текстам, но я не могу в этом месте связать концы с концами.

Теперь - о "главном", т.е. о "столкновении героев АБС с "чужим". То, что вы пишете, звучит убедительно, но мне не хватает элемента динамики. У вас картина статична, а творчество АБС развивалось во времени. У вас есть какие-то мысли в этом направлении?

obm123

Участник
# Дата: 11 Окт 2011 06:23
Ответить 


Будь проще, и люди потянутся к тебе
Стругацкие строго придерживались этой мудрости.

Это пока первый вывод который я вынес из темы. Благодаря усилиям Урана, естественно.

Роман Сидоров
# Дата: 11 Окт 2011 07:41
Ответить 


Теперь и у Вас достало бы мудрости следовать этому нехитрому выводу (я совершенно серьёзно и с полной доброжелательностью говорю).

obm123

Участник
# Дата: 11 Окт 2011 09:07
Ответить 


Василий_Клименко, разрешите мне Вас немножко помучить.
Вот несколько раз прочитал, даже список последовательности хода Ваших мыслей составил, но... но ни как без Вашей помощи ни разберусь, о Чём, собственно, Вы речь ведете?
По отдельности каждая Ваши мысль в принципе понятна (не все они бесспорны, но я сейчас не об этом). А вот в целом, - нет, не понимаю, не могу в одну общую картину собрать эти кусочки-мысли, не могу в упор увидеть Ваш вывод касательно именно творчества Стругацких.

Вот смотрите сами - давайте прочитаем Ваше эссе забыв вообще про героев Стругацких, а подставим вместо них.... к/ф «Аватар» смотрели? главного героя (безногий, забыл как его звать) помните?
Получим ровно такое же:
Цитата: Василий_Клименко
На созданный Братьями Стругацкими миф о Мире Полдня можно смотреть по-разному. Можно увидеть в нем проект идеального общества будущего. Но лично для меня он является отражением тех противоречий и настроений, которые были характерны для конца советской эпохи.

...осталось заменить «для Камерона он является отражением тех противоречий и настроений, которые были характерны для начала XXI»
Это я к тому веду, что они, все писатели и прочие люди творческие, во всё времена пишут об одном и том же. У всех - два полюса, у всех - герои мечутся между этими полюсами, и делаю выбор в пользу одного полюса, или отказываются от выбора. И во всех книгах отражен дух времени той реальности, в которой жил-живет писатель. По моему, такое понятно любому еще со школы, еще с первой прочтенной книги, того же Дюма, Лондона, Твена.
Вообще, на этой основе построено ЛЮБОЕ талантливое произведение, такое моё мнениё.

Василий, я, скорее всего, изюминку в Вашем эссе не увидел. Наверняка, Вы как-то по другому подвели какую-то другую важную вещь и применительно к специфики именно творчества Стругацких.
Засим, прошу: растолкуйте мне, покажите.

Мне даже не столь интересно про Стругацких, а здорово интересно то, почему я Вас не понимаю. Почему читая Ваши мысли, я, тупица, не могу вычитать что-то нового для себя, а вижу одни банальности облеченные в форму красивых слов. Проблема во мне, тут можно не сомневаться. Вот я и прошу Вас помочь мне со мной разобраться.

Tuk

Участник
# Дата: 11 Окт 2011 10:37
Ответить 


Цитата: Василий_Клименко
Многие писатели творят в своих произведениях некий миф, неповторимое мифическое пространство.

"Миф"-- это т.с. "Бригада." Или, к примеру к.ф. "Чапаев."
Фантастические произведения, не могут иметь "мифическое пространство" по-определению.

Tuk

Участник
# Дата: 11 Окт 2011 12:58
Ответить 


Цитата: Василий_Клименко
В принципе граница между гармонией и хаосом, «своим» и «чужим» носит условный характер.

"А был ли, мальчик?"
Не проще ли, построить свои умо-построения, таким образом: "границ не существует, но есть желание их создать?"

Василий_Клименко
Участник
# Дата: 12 Окт 2011 20:09
Ответить 


Спасибо всем за интересные комментари! Есть над чем подумать

Цитата: obm123
Василий, я, скорее всего, изюминку в Вашем эссе не увидел. Наверняка, Вы как-то по другому подвели какую-то другую важную вещь и применительно к специфики именно творчества Стругацких.


Или Вы меня не поняли, или мой текст плох, или мне, действительно, нечего сказать - в любом случае не вижу смысла для дальнейшей дискуссии в этом ключе. Как мне помнится, мы договаривались следующим образом: я формулирую то, что считаю самым важным, а Вы соглашаетесь или оспариваете.

Цитата: obm123
Вот смотрите сами - давайте прочитаем Ваше эссе забыв вообще про героев Стругацких, а подставим вместо них.... к/ф «Аватар» смотрели? главного героя (безногий, забыл как его звать) помните?Получим ровно такое же:Цитата: Василий_КлименкоНа созданный Братьями Стругацкими миф о Мире Полдня можно смотреть по-разному. Можно увидеть в нем проект идеального общества будущего. Но лично для меня он является отражением тех противоречий и настроений, которые были характерны для конца советской эпохи. ...осталось заменить «для Камерона он является отражением тех противоречий и настроений, которые были характерны для начала XXI»


Вот это уже более конкретно. Мне только любопытно, почему Вы для такой подстановки не взяли мысль, которую я выделил как самую главную - по Вашей же просьбе. Могло бы получиться очень даже любопытно

Цитата: Василий_Клименко
...Столкновение героев АБС с "чужим" и их неспособность принять инаковость Другого как силу, не боясь потерять при этом свое Я....


Т. е., получится следующее: "В фильме "Аватар" самым главным является столкновение героев с "чужим" и их неспособность принять инаковость Другого как силу, не боясь потерять при этом свое Я..." Как Вам? Готовы ли Вы согласиться с таким утверждением?

Цитата: Уран
Но, чтобы миф был следствием чего бы то ни было личностного, личность должна появиться раньше, чем миф. Миф о "чужом" - самый древний, наверное, из мифов. А философы и антропологи в один голос говорят, что личность - относительно позднее явление.


Не знаю, в какой форме трактуют личность упомянутые Вами философы и антропологи, но самые примитивные мифы включают в себя персонификацию явлений окружающего мира, наделение их определенными личностными чертами.

Цитата: Уран
Теперь - о "главном", т.е. о "столкновении героев АБС с "чужим". То, что вы пишете, звучит убедительно, но мне не хватает элемента динамики. У вас картина статична, а творчество АБС развивалось во времени. У вас есть какие-то мысли в этом направлении?


Где вы видите статичную картину? Я описал целых три этапа: а) мифическое пространство с "отсталыми" мирами на периферии. б) Столкновение героя с "чужой" реальностью и его вживание в эту реальность. в) Бунт против "своего" начала, отчуждение от центра... Есть правда еще Странники и Людены, но это уже отдельный разговор...

Мышка

Участник
# Дата: 12 Окт 2011 21:36
Ответить 


Цитата: Василий_Клименко
"В фильме "Аватар" самым главным является столкновение героев с "чужим" и их неспособность принять инаковость Другого как силу, не боясь потерять при этом свое Я..." Как Вам? Готовы ли Вы согласиться с таким утверждением?

Я не согласна с таким утверждением.

Хотя, возможно, я его не поняла. Дебри чужой логики и правописания вуалируют мысль.

Василий_Клименко
Участник
# Дата: 13 Окт 2011 07:36
Ответить 


Цитата: Мышка
Я не согласна с таким утверждением.


Но я ведь специально привел это утверждение как заведомо ложное - чтобы показать ошибочность рассуждений уважаемого obm 123

obm123

Участник
# Дата: 13 Окт 2011 08:59
Ответить 


Цитата: Василий_Клименко
...Столкновение героев АБС с "чужим" и их неспособность принять инаковость Другого как силу, не боясь потерять при этом свое Я....

(выделено мной)
Хорошо, попробую зайти с другого бока - покажите, пожалуйста, эту неспособность на примере одного героя одного произведения Стругацких.
Рассмотрим одну конкретную ситуацию.
Такое возможно?
Спасибо.

Victoria
Участник
# Дата: 13 Окт 2011 09:12
Ответить 


Пожалуйста: "Малыш". Люди не смогли понять человека, воспитанного инопланетянами и самих инопланетян и они не смогли понять людей.
Люди и голованы: то же самое.

Василий_Клименко
Участник
# Дата: 13 Окт 2011 10:23 - Поправил: Василий_Клименко
Ответить 


Цитата: obm123
Хорошо, попробую зайти с другого бока - покажите, пожалуйста, эту неспособность на примере одного героя одного произведения Стругацких.Рассмотрим одну конкретную ситуацию.Такое возможно?Спасибо.


Это уже конкретный разговор. Только сначала несколько формальных вопросов - во избежание неясности.

Цитата: Василий_Клименко
...Столкновение героев АБС с "чужим" и их неспособность принять инаковость Другого как силу, не боясь потерять при этом свое Я....


1. Почему Вы умолчали об этом утверждени в Вашем предыдущем сообщении? Почему, рассуждая об отсутствии "изюминки" в моем эссе, не взяли в качестве примера то, что я выделил как главное - специально для Вас?
2. Считаете ли Вы выделнную мною мысль банальной?
3. Как Вы относитесь к сделанному мной переносу этой мысли в контекст фильма "Аватар"?

Теперь пример неспособности принять инковость Другого как силу.
В повести "Жук в муравейнике" Сикорски не доверяет Странникам, считая их вмешательсто в жизнь землян опасным. Он же недоверяет Абалкину и видит в нем автомат Странников. В свою очередь, Абалкин не доверяет Сикорски, считая вмешательство в его личную жизнь недопустимым. Налицо противоборство различных сил, но каждая из этих сил предпочитает действовать на свой страх и риск, а не вступать в диалог....
Достаточно этого примера?

obm123

Участник
# Дата: 13 Окт 2011 11:44
Ответить 


Цитата: Василий_Клименко
1. Почему Вы умолчали об этом утверждени в Вашем предыдущем сообщении? Почему, рассуждая об отсутствии "изюминки" в моем эссе, не взяли в качестве примера то, что я выделил как главное - специально для Вас?

Потому что я пока плохо понимаю это утверждение.

Цитата: Василий_Клименко
2. Считаете ли Вы выделнную мною мысль банальной?

Опять же, пока ничего не могу сказать. Вот когда я проясню для себя эту мысль, тогда и смогу свой счет озвучить.

Цитата: Василий_Клименко
3. Как Вы относитесь к сделанному мной переносу этой мысли в контекст фильма "Аватар"?

Пока ни как.
До меня иногда доходит как до жирафа.
Вы уж, Василий, не пинайте меня сильно за это.

И так, давайте попробуем разобраться.
Цитата: Василий_Клименко
Теперь пример неспособности принять инковость Другого как силу.
В повести "Жук в муравейнике" Сикорски не доверяет Странникам, считая их вмешательсто в жизнь землян опасным. Он же недоверяет Абалкину и видит в нем автомат Странников. В свою очередь, Абалкин не доверяет Сикорски, считая вмешательство в его личную жизнь недопустимым. Налицо противоборство различных сил, но каждая из этих сил предпочитает действовать на свой страх и риск, а не вступать в диалог....

Я вот что не понимаю - принять инаковость Другого как силу.
Пусть:
инаковость - некое принципиальное отличие от тебя самого.
Другие - некто вне, чужие, не твоего вида.
пока всё вроде понятно
но при чем тут сила?
почему именно надо принимать как силу?
что эта сила может?
куда эта сила направлена?
где/кто источник силы?
а можно ли принять инаковость Другого как слабость?
и т.п,

Понимаете в чём дело - Вы так хитро мысль завернули, что без бутылки и не разберешься.
Нельзя ли облечь эту мысль в более простые слова?

Вот Сикорский и Абалкнин, прекрасный пример. С не доверяет А.
но вот что, всем остальным обычным людям он полностью доверяет?
Или С не доверяет А как-то по-особому?
По моему так у С самая обычная паранойя.
Или нет? или что-то другое?

Уран

Участник
# Дата: 13 Окт 2011 13:57
Ответить 


Василий_Клименко
И у меня к вам "несколько формальных вопросов". Я хочу понять вот эту вашу мысль:
Цитата: Василий_Клименко
миф о «чужом» - миф, сформированный в обществе и определенным образом воплощенный в произведениях АБС - есть уже следствие личностного восприятия.

Я просил вас более развёрнуто пояснить
Цитата: Уран
что же такое "личностное восприятие". Чьё восприятие? Восприятие чего?

Вы ограничились указанием на то, что
Цитата: Василий_Клименко
самые примитивные мифы включают в себя персонификацию явлений окружающего мира, наделение их определенными личностными чертами.

Может быть, вернётесь ещё раз к этим моим вопросам?

После этого мы поговорим о статике и динамике.

Tuk

Участник
# Дата: 13 Окт 2011 14:09
Ответить 


Уран
Г-н Клименко, игнорировал моё замечание о содержании "Мифа."
Или, Вам, придётся по-болтать о мифах, или Вам стоит, и дальше "болтать" ни о чём.

Уран

Участник
# Дата: 13 Окт 2011 14:38
Ответить 


Tuk
Язык, которым пользуется В_К, восходит, видимо, к "Поэтике мифа" Е. Мелетинского. Я эту книгу читал достаточно давно, и почти ничего не помню. Если для того, чтобы понимать то, что В_К пишет, нужно перечитывать Мелетинского, то я пас.

Начало -
Ваш ответ
Bold Style  Italic Style  Underlined Style  Image Link  URL Link  Insert YouTube video  Empty quote 
:) ;) :-p :-( Ещё смайлики...  Отключить смайлики в сообщении
#610B38 #DF0101 #8A4B08 #FF8000 #0B610B
#01DF01 #01DFD7 #08088A #2E2EFE #7401DF
#DF01D7 #585858 #BDBDBD #D0A9F5 #A9D0F5
Ochrana proti spamu. Napi№te prosнm инslici иtyшi:

» Логин  » Пароль 
Только зарегистрированные пользователи могут здесь постить. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 
На форуме: Гостей - 3
Участников - 0
Рекорд одновременно присутствующих на форуме, Всего: 251 [23 Янв 2017 05:48]
Гостей - 251 / Участников - 0


Поддержка: miniBB™ © 2001-2019