Ru Sci-fi Форум Бориса и Аркадия Стругацких  
 - Начало - Регистрация - Ответить - Поиск - Статистика - Опросы -  - Правила форума
abs.rusfforum.org / Кино-Театр / А. Иванов. Пикник на обочине кино.//Эхо планеты, 19.12.2012
Автор Сообщение
Роман

Участник
# Дата: 6 Май 2013 13:50
Ответить 


Пикник на обочине кино


"Эхо планеты" - ИТАР-ТАСС, 19.12.2012

Александр Иванов

Смерть развязывает язык пуще водки. Ещё не остыл след Бориса Стругацкого, а уже говорят о конце "великой эпохи АБС". Уже пишут о них как о "литературных диссидентах периода застоя". Уже причисляют их к "шестидесятникам".

Аркадий и Борис Стругацкие пришли в советскую литературу отнюдь не так легко, как гласит миф. Хотя это и не история о многолетних скитаниях по периферийным редакциям. Первый рассказ появился в 1956 году. Первая книга — в 1959-м. В престижной серии "Библиотека приключений и научной фантастики", знаменитой "рамочке", основанной в 1936-м. Ранние книги АБС издавали не то чтобы массово, но тем не менее достойными тиражами. Сегодня любая из них стоит очень больших денег.

Как получилось, что в огромной стране, буквально помешанной на фантастической литературе, новый писательский тандем вознёсся на вершину жанра за одну хрущёвскую семилетку? Очень просто. Он с этой семилеткой слился в неразрывное целое. Народ, ставший свидетелем первого полёта человека в космос и прорыва мировой науки едва ли не по всем направлениям, искренне верил в будущность читаемых им книг.

Во время оттепели советские люди были просто убеждены: они узнают у Стругацких про самих себя будущих. Но оттепель быстро кончилась. Братья начали писать иные тексты. А страна стала потихоньку впадать в летаргию. К 1966 году Аркадия и Бориса ставили уже в один ряд с Жюлем Верном. Ничего удивительного в том, что на них обратило внимание самое массовое из искусств.

Кинорежиссёр Алексей Герман зимой 1968 года задумал снять фильм по повести АБС "Трудно быть богом" (1964). И даже написал сценарий в соавторстве с Борисом Стругацким. Но лишь только в августовскую Прагу въехали советские танки, постановку закрыли. "Сместившиеся международные акценты могут вызвать неправильные ассоциации у зрителей". Ось смещения врезала и по фантастам. Оба попали под такой пресс издательской цензуры, о котором и сегодня люди сведущие говорят шёпотом.

На восемь лет советское кино утратило интерес к братьям. До той поры, пока Андрею Тарковскому не пришла в голову мысль экранизировать повесть "Пикник на обочине" (1972). Чем зацепила режиссёра сложной творческой биографии урезанная для публикации в "Авроре" вещь — неизвестно. Версий много. До истины не докопаться.

Трудно поверить, что авторы пошли на девятикратную переделку сценария из одной лишь любви к искусству. Или из уважения к режиссёру. Который, кстати, начал снимать в 1977 году один фильм. Потом бросил, свалив всю вину на операторский брак. И начал делать другое кино с другим мастером съёмки. Получился "Сталкер".

Понятия "кино не для всех" в мае 1980 года ещё не было в нашем обиходе. Тем не менее из лиц ответственных мало кто огорчился от того, что фильм, в который вложили двойной бюджет кряду, посмотрело чуть более четырёх миллионов зрителей. Из которых нужно вычесть тех, кто, купив билет, ушёл из зала минут через пятнадцать. А уходили порой толпами.

Притчевый язык работы Тарковского раскололи быстро. Причём свои же братья по разуму. Один профессор из Академгородка даже опубликовал в газете "За науку Сибири" пространный памфлет под говорящим заголовком "Фантастика на библейские темы". Он очень аргументированно вопрошал: "Где эта Зона, где этот Дом? С Ком-
натой".

Ответ некто Ф. Камнев, если таковой действительно существовал, получил ровно через шесть лет, когда рвануло в Чернобыле. И появилась у нас своя вечная Зона, дети-уроды, звери-мутанты и тайные комнаты. Куда шастают за всякой всячиной вполне реальные, а не дегенеративно-маргинальные сталкеры ХХI века.
Умиравшего в Париже режиссёра немедленно провозгласили кинематографическим пророком. А вот о создателях мотива, давшего ход радикально иному экранному произведению, почему-то деликатно промолчали.

Чуть больше месяца отделяет выход на экраны СССР "Сталкера" и первой буквальной экранизации АБС, снятой на "Таллинфильме" Григорием Кромановым по их одноимённой повести "Отель "У погибшего альпиниста"(1969). Мастер романтико-приключенческого жанра поставил крепкий детективный фильм силами одной из тогдашних прибалтийских республик.

Вряд ли можно упрекать таких мастеров, как Улдис Пуцитис, Юри Ярвет и Карлис Себрис, в "мелкотемье и скучности игры", как это делают сегодня. Фильмы Советской Прибалтики — это особые стихия, мир, ритм кадра.

Разумеется, это не "Сталкер". Но это тоже кино.

Во всяком случае, Стругацкие не могли быть в претензии к режиссёру "Отеля". Он постарался отнестись к литературному источнику настолько бережно, насколько позволяла окружающая соцдействительность. Ну а приглашённые им актёры выявляли парадоксы человеческих характеров с более европеизированной тактичностью, нежели это делали сотоварищи Тарковского по абстрактной истории о Человечестве вообще.

И всё равно 1980-й был счастливым годом для АБС. В советский прокат вышли две картины, занявшие абсолютно противоположные зрительские ниши. "Недобитая" советская интеллигенция два с половиной часа, не дыша, внимала философско-экуменистическим посылам "Сталкера". А рабочий класс, попив пивка, наблюдал за попыткой добросердечных пришельцев установить контакт с "дебильной" земной цивилизацией. Было особенно приятно, что оба сюжета происходили с людьми "не из нашего района". Так что поутру можно было снова спокойно идти строить коммунизм.

Ну а без шуток: не потеряться среди 144 фильмов, снятых в СССР за один год, — дело непростое. Особенно когда народ валом валит на "Пиратов ХХ века" или "Москва слезам не верит". Не говоря уже про "Экипаж", "Сыщика" и иже с ними.



* * *



Было бы странно, если бы АБС обошло своим вниманием советское телевидение. Умные люди всегда чуяли нужное время и место. Первый Новый год без традиционного напутствия Леонида Ильича был украшен киносказкой Константина Бромберга "Чародеи" (1982). От повести "Понедельник начинается в субботу" (1964) картина отличается, как арктический лёд от донецкого антрацита. Практически это совершенно другая вещь за сценарной подписью тех же авторов.

"Чародеи" надолго стали традиционным новогодним фильмом в череде кинохитов, открытой в 1956-м "Карнавальной ночью" Эльдара Рязанова. По разным источникам, телепремьеру посмотрели от 180 до 195 миллионов советских граждан.

В наши дни, когда лента отмечает своё 30-летие, особенно бросаются в глаза и уши две вещи. Крепкий перегар эпохи застоя, от которого хочется встать и открыть форточку. И дивное умение советских мастеров кино преобразить социальные намёки идеалистов начала 1960-х во внеобщественный контекст любовных интрижек. Переписанный Стругацкими заново в 1990 году сценарий по "Понедельнику" был уже не нужен: ни зрителям, ни кинорежиссёрам. "Чародеи" намертво заняли нишу, указанную тогдашней властью.

В одном толстом журнале некогда написали, что "гласность и демократия сняли экранное табу в отношении знаменитых фантастов". Ну, Стругацкие — это всё-таки не Тинто Брасс. И лепить доброго Дедушку Мороза из прораба перестройки вряд ли стоит. Хотя есть и такой факт. За пять последних лет советской власти в прокат вышли четыре фильма, так или иначе связанные с писателями.

В "Письмах мёртвого человека" (1986) Аркадий Натанович участия не принимал. Зато назвал фильм "одной из вершин мировой кинематографии". Его брат Борис Натанович в работе поучаствовал, хотя и попал в неё довольно курьёзным образом. Фильмы-катастрофы в советском кино уже появились. А вот лент-апокалипсисов пока не было. Общая международная обстановка к 1985 году была такова, что наш народ всерьёз обсуждал тему: начнёт "голливудский клоун" Рейган Третью мировую войну или нет?

Картина Константина Лопушанского повествовала о том, что будет с США, если такое случится. Участие в работе над сценарием Бориса Стругацкого было минимальным. По слухам, он придумал две гениальные сцены, без которых сюжет рассыпался на отдельные новеллы. За что был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых вместе со всей съёмочной группой. Можно было бы дать и "Оскар". Но Голливуд после нашего фильма находился в глубокой коме. Причём это не моя метафора. А реальное следствие московского показа фильма ведущим американским кинематографистам.

У нас картина, собравшая букет международных призов, прошла шумно, но не широко. Пресса была обильная, как радиоактивные осадки. Публика в зале временами жмурила глаза. На всякий случай. Потому как наш народ оценил действие атомного оружия ещё за сорок лет до того по трофейной кинохронике из японских городов Хиросима и Нагасаки. Показанной советским людям по распоряжению товарища Сталина.



* * *



Между литературной основой АБС и киносценарием любого фильма, снятого "по ним", всегда лежала некоторая дистанция. И, как правило, хороший временной интервал. Прямо "с колёс" проза фантастов на экран не попала ни разу.

Не был исключением и фильм Александра Сокурова "Дни затмения" (1988) по повести "За миллиард лет до конца света" (1974). Любопытно, что вещь выдержала две публикации в одном и том же издании. В конце 1976 года журнал "Знание — сила" напечатал собственно повесть. А летом 1987-го он же опубликовал её сценарный вариант.
Сценарий братьев Стругацких "под Сокурова" переработал его верный оруженосец Юрий Арабов. Не питая глубокой симпатии к нынешней творческой эстетике обоих, не могу не заметить, что был буквально потрясён их созданием. Феноменальный сплав авторского текста, переведённый на язык авторского кино и привитый в окружающую нас тогдашнюю среду, буквально сшибал с ног ударом своего откровения. Фильм вышел на экраны СССР 12 июля 1988 года. Кое у кого ещё было время подумать о главном. Но кое-кто, во-первых, не ходил в кино. А во-вторых, никогда не прислушивался к тонким и тактичным намёкам гениальных провидцев.

Пришло время поговорить о "самой неудачной экранизации произведений братьев Стругацких". О фильме западногерманского режиссёра Петера Фляйшмана "Трудно быть богом" (1989). Между прочим, до появления сообщений о начале создания одноимённого фильма Алексеем Германом в 1999 году работу Петера никто не хулил.

Несколько фактов. Фляйшман был президентом Европейского союза сценаристов-постановщиков. Его работу финансировали СССР, Франция, Италия, ФРГ и Швейцария. Все копродукторы были участниками проекта в равной доле. Переговоры о съёмках фильма режиссёр вёл шесть лет, начав их ещё с брежневским руководством. В фильме должны были сниматься Олег Янковский и Александр Абдулов, но оба отказались "по занятости у Марка Захарова". Инструкции режиссёру-постановщику "о поведении и съёмочной работе на территории СССР" представляли собой фолиант размером с Библию.

Пока Петер изучал книгу и улаживал бесконечные конфликты и нескладёхи инвесторов с советской стороной, время не стояло на месте. Предприимчивые работники Киностудии имени А.Довженко успели отснять в ялтинских декорациях Арканара аж пять исторических фильмов. Кое-что местное население разобрало на сувениры.

В итоге режиссёр получил сильно обветшалую декорацию и полное безразличие советских чиновников к дальнейшему ходу событий. Всё, что им было нужно от "совместного производства", они уже получили. Причём в долларовом эквиваленте. Рецензию на всё-таки снятый фильм в журнале "Советский экран" автор закончил двусмысленно-циничной фразой: "Мне кажется, что этот интернационал чрезвычайно в духе времени".

Великолепная игра Александра Филиппенко, Андрея Болтнева, Михаила Глузского и Регимантаса Адомайтиса, увы, не могла вернуть в фильм изъятый из него априори философско-нравственный посыл. А без этого операторская работа корифеев камеры Павла Лебешева и Ежи Гостика оказала ленте медвежью услугу, уведя её в разряд зрелищных, красочных боевиков. Социалистический реализм снова сыграл с братьями Стругацкими в покер. И им опять не пошла карта.



* * *


Последний советский фильм по оригинальному сценарию АБС "Пять ложек эликсира" вышел на экраны в августе 1991-го. Под названием "Искушение Б.". "Время действия: наши дни. Место действия: крупный город, областной центр на юге нашей страны". Так значилось у авторов сценария, опубликованного летом 1985-го в журнале "Изобретатель и рационализатор". Так было и в фильме Аркадия Сиренко, снятом на киностудии с кооперативным именем "Латерна".

Мистико-сатирическая фантазия. Максимальное приближение к оригинальному тексту. Прекрасно подобранный актёрский ансамбль — слово "кастинг" тогда тоже не употреблялось. Единственная рецензия в прессе. Один-два зрителя в зале. И звучащий с улицы из динамиков голос вдовы академика Андрея Сахарова: "Сегодня, когда мы хороним наших мальчиков..."

У каждого свой способ обрести эликсир бессмертия. Или отойти в него, не имея такового. Как это произошло с Аркадием Стругацким 12 октября 1991 года. Собственно говоря, на этом советская, да и вообще киносага АБС закончилась. Ровно половина из написанных ими оригинальных сценариев осталась так и не воплощённой мечтой о хорошем кино на большом экране.

Однако после десятилетнего молчания киностругацкиана внезапно ожила в связи с именем Алексея Германа. Он всё-таки приступил к съёмкам "Трудно быть богом".
На декабрьском кинофестивале документального кино 2000 года в "Доме Ханжонкова" мне довелось быть членом жюри. И лично вручить приз начинающему кинодокументалисту актрисе Елене Санаевой. Снявшей необычный и яркий кинорепортаж "Трудно быть Германом" о работе над прозой Стругацких.

И вот миновало уже двенадцать лет. И фильм Германа, поименованный "История арканарской резни", пока не вышел. И фильм Санаевой остался в памяти удивительным экранным документом последних дней ХХ столетия, по моему мнению, сыгравшим с Алексеем Юрьевичем злую шутку.

Солнечным весенним утром 2006 года мне выпало погрузиться во мрак ливневой ночи "Гадких лебедей" Константина Лопушанского. Повесть Стругацких, написанная в 1967 году, ждала встречи с советским читателем 20 лет. Прошло ещё девятнадцать, и вот я сижу рядом со сценаристом и режиссёром-постановщиком в небольшой компании, где "Лебедей" показывают только своим. Вчерне. Впервые.

Когда полгода спустя я посмотрел фильм "вчистую", никак не мог отделаться от ощущения первородности того, первого просмотра. Стругацкие там были уже несколько отстранены. В титрах это было оговорено: "по мотивам". А вот сила экранного действа буквально вламывалась в небольшой просмотровый зал "Мосфильма". Со всеми этими огрехами, склейками, звуковыми "затыками". Это было выдающееся кино по выдающейся прозе. В ограниченный российский прокат 2006-го вышел бетонно смонтированный "фильм ужасов, который стоит посмотреть каждому поклоннику жанра". Оп-па! Ну и при чём тут тогда "философская притча"? И где временной зазор, в котором волею режиссёра, продюсера и массмедиа произведение от неба превращается в ремесло от сохи? Вот вопрос.

На "Обитаемый остров" (2008) Фёдора Бондарчука я уже не ходил. Стругацкие в российском кино при бюджете в 40 миллионов долларов? Ну, может быть, кому-то это и интересно. Мне, как пережившему "совок", ближе то искусство, где режиссёр Тарковский даёт коленом под зад пьющему художнику. И занимает его место сам. И начинает ткать фоновое полотно своего "Сталкера", как мастер из глухого дремучего средневековья. За три копейки в расценках 1979 года.

Так ведь то был "Человек, увидевший ангела". А это — "люди, узревшие бабло". Вы почувствуйте разницу. Конечно, ничто мирское никому не чуждо. За четыре года до смерти Борис Стругацкий в интервью "Эхо" говорил: "Я давно уже не жду от экранизации ничего хорошего. Кроме хорошего гонорара". Сегодня его слова не кажутся меркантильными. В конце концов, всемирно известный писатель в современной России живёт неотличимо от какого-нибудь конюха из сибирской глуши. Проблема будущего есть у обоих.

Будет ли будущее в кино у ещё одного потерянного нами нравственного вектора? Наверняка. Ибо сами братья Стругацкие не предъявляли к будущему столь жёстких и жестоких требований, как их читатели и зрители: "Будущее не собиралось карать. Будущее не собиралось миловать. Будущее просто шло своей дорогой".



Кинофакты

Факт 1.
Девять экранных работ по произведениям и при участии братьев Стругацких были удостоены 27 наград в 11 странах мира. Лично писатели были отмечены единожды: за сценарий "Отель "У погибшего альпиниста" (Триест, 1980).

Факт 2.
Стругацкие по-разному оценивали успех экранизаций своих работ. Рейтинги АБС расставляли так:
Аркадий
1. "Письма мёртвого человека".
2. "Дни затмения".
3. "Отель "У погибшего альпиниста".
Борис
1. "Сталкер".
2. "Обитаемый остров".
3. "Дни затмения".

Факт 3.
Режиссёр Алексей Герман работает над фильмом "Трудно быть богом" 13 лет. Это самый долгий производственный процесс за всю историю мирового кино.

Факт 4.
Тема международного терроризма, впервые прозвучавшая в "Отеле "У погибшего альпиниста"(1979), была высмеяна советскими критиками как "безудержная фантазия кинематографистов".

Факт 5.
На гребне перестройки повесть "За миллиард лет до конца света" хотел поставить в Голливуде Фрэнсис Форд Коппола. В СССР так и не решились передать ему права на экранизацию.

Факт 6.
Все фильмы по сценариям и произведениям братьев Стругацких, снятые в СССР и России, изданы в формате DVD. Экранизации, сделанные в Венгрии, Чехии и Греции, не видел никто.

Начало -
Ваш ответ
Bold Style  Italic Style  Underlined Style  Image Link  URL Link  Insert YouTube video  Empty quote 
:) ;) :-p :-( Ещё смайлики...  Отключить смайлики в сообщении
#610B38 #DF0101 #8A4B08 #FF8000 #0B610B
#01DF01 #01DFD7 #08088A #2E2EFE #7401DF
#DF01D7 #585858 #BDBDBD #D0A9F5 #A9D0F5
Ochrana proti spamu. Napi№te prosнm инslici иtyшi:

» Логин  » Пароль 
Только зарегистрированные пользователи могут здесь постить. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 
На форуме: Гостей - 1
Участников - 0
Рекорд одновременно присутствующих на форуме, Всего: 251 [23 Янв 2017 05:48]
Гостей - 251 / Участников - 0


Поддержка: miniBB™ © 2001-2018