Ru Sci-fi Форум Бориса и Аркадия Стругацких  
 - Начало - Регистрация - Ответить - Поиск - Статистика - Опросы -  - Правила форума
abs.rusfforum.org / Кино-Театр / Сокуров о "Фаусте", деградации культуры и городе на Неве
. 1 . 2 . 3 . 4 . >>
Автор Сообщение
Уран

Участник
# Дата: 26 Май 2011 14:40
Ответить 


Известный российский режиссер Александр Сокуров завершает работу над фильмом "Фауст". Планируется, что премьера состоится на Венецианском кинофестивале в сентябре этого года.

ВВС, 25 мая 2011 г.

Умник

Участник
# Дата: 26 Май 2011 16:01
Ответить 


О господи! Архитекторы у него главная проблема, они, видите ли, строителей подстрекают, ради денег...

Tuk

Участник
# Дата: 30 Май 2011 09:09
Ответить 


"психофизика европейской культуры"
Почему не "химеоматематика?"
"А у частных предпринимателей не хватает желания, сил как-то трудиться над прокатом российского кинематографа"
Это - даже не смешно.

"К сожалению, одна из главных проблем Петербурга - это архитекторы. Город разрушает чудовищная деятельность нынешнего поколения российских архитекторов. Собственно, всех поколений. Больше деструкции, больше разрушительной энергии, чем от архитекторов и стройкорпораций, не исходит ни от кого. Архитекторы подбрасывают "идеи", они скособочивают мозги строителям, цинично заговаривают красивыми словами кого угодно. Ради денег, конечно."

Мимо такой цитаты пройти неможно.

Я, её распечатал большими красными буквами и повесил над своим рабочим столом!
Клиенты - психи повалили "как дурные..."

Amarant

Участник
# Дата: 30 Май 2011 13:26 - Поправил: Amarant
Ответить 


Еще одно интервью Александра Сокурова Новой Газете 30 мая 2011 г.

Loreen

Участник
# Дата: 30 Май 2011 16:16
Ответить 


Прочитала. Вот это:
Что касается фантастики Стругацких, то она отличается практически от всех других произведений этого жанра, потому что в ней почти не присутствует, как мне кажется, то, что называется «душевным началом». И потому ее очень просто экранизировать. В отличие, например, от произведений Станислава Лема: он — писатель с сильным душевным началом, и поэтому связь между книгами и фильмами очень сильная. Стругацкие — более формальные, более философичные, они представляют совершенно другую культуру.

прочла трижды. Поняла, что ничего не поняла.
У кого-нибудь есть идеи, что такое "душевное начало", которое "почти не присутствует" в фантастике АБС и которое характерно для "практически всех" других фантастических произведений?

Уран

Участник
# Дата: 3 Июн 2011 13:27
Ответить 


Цитата: Loreen
У кого-нибудь есть идеи, что такое "душевное начало"

Возможно, Сокуров хочет сказать, что люди у АБС очень рациональны. Они окончательно и бесповоротно победили "волосатую обезьяну", она сидит тише воды ниже травы и носа не высовывает. То же самое другими словами: если и сидит в каком нибудь человеке чудовище, оно в такой глубине, что никому не мешает - в точности как у Мишеля Десмонда из ВГВ.

Loreen

Участник
# Дата: 3 Июн 2011 16:06
Ответить 


То есть "душевное начало" это есть "волосатая обезьяна" или "сидящее в человеке чудовище"?

Исключительно своеобразная трактовка души, надо сказать...

Уран

Участник
# Дата: 4 Июн 2011 02:50 - Поправил: Уран
Ответить 


Цитата: Loreen
Исключительно своеобразная трактовка души, надо сказать...


Дык! Если бы вы с Сокуровым одинаково трактовали это самое "душевное начало", разве получилось бы, что вы трижды прочли, но так и не поняли, что он хотел сказать? А насчёт "оригинальности"... Как насчёт Достоевского? Митя Карамазов говорил, что надо бы "обузить"человека. Говорил, заглядывая в себя... Представление о том. что "тёмная", иррациональная сторона человеческой природы как бы и не принадлежит человеку, не является собственно человеческой, вполне традиционно. Только одни говорят - это от диавола, другие - это от животных предков. Разве герои АБС не "обужены"? Во всяком случае, их не раздирают противоречия, и внутренняя борьба, если и есть, то с мгновенным и предсказуемым результатом. Недаром Сокуров экранизировал именно ЗМЛДКС, где такая борьба хоть в каком-то виде есть.

Умник

Участник
# Дата: 5 Июн 2011 19:48
Ответить 


Цитата: Уран
Разве герои АБС не "обужены"? Во всяком случае, их не раздирают противоречия, и внутренняя борьба, если и есть, то с мгновенным и предсказуемым результатом. Недаром Сокуров экранизировал именно ЗМЛДКС, где такая борьба хоть в каком-то виде есть.

Нет, не обужены. О чем вы столько спорите в теме о ГО? А ХС? А УНС? А ПНО? Да даже и ОУПА. Во всяком случае, теперь мне намного понятнее, что вам непонятно у Буркина.

Уран

Участник
# Дата: 6 Июн 2011 15:03
Ответить 


Цитата: Умник
О чем вы столько спорите

По большей части о том, кто что имел в виду. Как понимать то, да как трактовать это.
Цитата: Умник
Нет, не обужены.

Я не вкладываю сейчас в это слово отрицательного оценочного заряда. Не знаю, чем собирался "обуживать" людей Митя Карамазов. Его слова вообще звучат как жалоба на самого Бога. Лем обузил людей "бетризацией". Стругацкие - "высоким" воспитанием. Очень предусмотрительно, между прочим. Сохраняет весь потенциал на всякий пожарный.
Когда Сокуров говорит
он (Лем) — писатель с сильным душевным началом

он имеет в виду, скорее всего, "Солярис". Всё таки он кинематографист.
С другой стороны, когда читаешь Стругацких, такое впечатление, что о психоанализе они слыхом не слыхивали. Ясно, что это не так, но тогда приходится искать своему впечатлению другое объяснение.
Возможно, это их осознанный и хорошо продуманный выбор.

Умник

Участник
# Дата: 6 Июн 2011 16:20
Ответить 


Уран, вы какими языками владеете, кроме русского? Потому что я явно не владею вашим русским. Если найдется язык, который мы оба понимаем, я с удовольствием вам отвечу.

Уран

Участник
# Дата: 6 Июн 2011 16:42
Ответить 


Цитата: Умник
я явно не владею вашим русским

Ну, не знаю... Вот высплюсь, и перечитаю, что написал. Если сам пойму, то попробую и вам объяснить.

Роман Сидоров
# Дата: 6 Июн 2011 17:06 - Поправил: Роман Сидоров
Ответить 


Хм-м, позволите мне перевести с русского на русский? Мне кажется, что я знаю, о чём говорит Уран (соглашаться или не соглашаться с этой трактовкой - моей или его - это уж совсем другой вопрос). В любом случае, прошу меня ногами сильно не бить.

Я думаю, что Уран хотел сказать, что Стругацкие мало вторгаются на тёмную сторону человеческой личности. Пожалуй, лучше всего это удалось им с господином Аполлоном. Но тот уже слишком стар и немощен - духовно и физически - для по-настоящему сильных страстей. Ещё, пожалуй, шофёр Тузик. (Простите! Совершенно забыл Андрея Воронина. Вот тут, пожалуй имеем некоторое исключение.) Имеется в виду именно вся эта карамазовщина ("полюбите нас чёрненькими"), которую столь удачно отсекает воспитательная практика МП с помощью ВТВ. У Стругацких не могу припомнить, чтобы даже отрицательные персонажи действовали отдавшись некоей тёмной страсти. Одни из них подличают вполне рационально (скажем, Выбегалло или Фриц Гейгер), а другие - сами представляют собой некую отрицательную функцию, механизм которой не разбирается, либо по видимости является слишком тривиальным (Вунюков, Хлебовводов, Камноедов).

Рудольф Сикорски может убить Абалкина, исходя из некоторой доктрины, представленной нам к тому же третьим лицом. Но мы не знаем у Стругацких такого персонажа, который в аналогичной ситуации застрелил бы Абалкина из ревности, ненависти, садизма. Все персонажи АБС - в некотором роде хорошие викторианцы, такие "роботы из XIX века". Мы видим их поступки всегда завёрнутыми в некоторую респектабельную рациональность. Если угодно, мы не видим их чувственности, а заодно и подсознания. Это "волосатая обезьяна", навеки изгнанная. Или, по меньшей мере, усердно охраняемая. Мы не видим, что творится в кабинете у доктора Сарториуса, какие его посещают "гости" (хотя можем догадываться, строить гипотезы).

P.S. Может быть, кстати, что это из-за совместного писания. Всё-таки солярианская "гостиная" на двоих - предмет, который очень сложно эстетически унифицировать. Не говоря уже о стыде и несовместимости, "гости" могут быть настолько разными, что пройдут друг сквозь друга. Кстати, в поддержку этого утверждения - мы видим, что персонажи с наиболее цельным подсознанием списаны с одного из соавторов - г-н Аполлон, в основном, с БНС, а Воронин - с АНС.

Умник

Участник
# Дата: 6 Июн 2011 17:06
Ответить 


Да не надо мне объяснять, я понял, что вы написали. Я не понял, почему вы это написали в ответ на мое сообщение. И, видимо, уже не пойму.

Роман Сидоров
# Дата: 6 Июн 2011 17:15
Ответить 


... Ну. не вину же архитекторов в деградации культуры, по Сокурову, в самом деле обсуждать! Тут, мне кажется, Вы поставили точку.

Умник

Участник
# Дата: 6 Июн 2011 18:07
Ответить 


Роман, мое сообщение от 17:06 было обращено к Урану, а не к вам. Когда я его писал, ваше еще не появилось.

Ваше предположение про "от совместного написания" кажется на первый взгляд вполне разумным, но я с ним не согласен. Во-первых, я не согласен с "гипотезой обуживания", так что не вижу смысла в попытке объяснить несуществующее. Во-вторых, разобраться вдвоем в психологии героя не есть то же самое, что устроить с ним групповичок, а именно так - приватностью области сексуальных отношений - объяснял БН отсутствие откровенных сцен в текстах АБС, на каковое объяснение вы явно неявно ссылаетесь (pun intended).

По поводу самой "гипотезы обуживания" могу сказать, что в основном с ней разобрался еще упомянутый мной выше Буркин. И добавить в ваш список всех героев ХС и УНС, а также Шухарта и Глебски как минимум.

Умник

Участник
# Дата: 6 Июн 2011 18:51
Ответить 


P.S. И Филина, Филина обязательно! В смысле - Хинкуса

Уран

Участник
# Дата: 7 Июн 2011 01:49 - Поправил: Уран
Ответить 


Спасибо, Роман! Мне почти нечего добавить к вашему вполне точному "переводу с русского на русский". Разве что ещё такое соображение, в оправдание появления слова "психоанализ" в расширительном смысле. Если поискать хорошо, у Стругацких можно найти персонажей, которые действуют под влиянием тёмных страстей - Ядозуб, посетители атолла Матуку, - но вот чего действительно практически нет, так это характерного для "психоаналитической" прозы выведения мотивов поведения персонажей из психических травм (иногда неосознаваемых), полученных в прошлом, вплоть до раннего детства. Единственное, что пока приходит в голову - это мотивировка поведения Шухарта чувством вины за рождение дочери-мутанта, но мне эта мотивировка кажется какой-то... необязательной, что-ли.

Цитата: Умник
По поводу самой "гипотезы обуживания" могу сказать, что в основном с ней разобрался еще упомянутый мной выше Буркин. И добавить в ваш список всех героев ХС и УНС, а также Шухарта и Глебски как минимум.

Эк вы легко - разобрался! А проблема - та самая, что лежит между полярными точками зрения, - осталась. Мы ведь пытаемся понять, какого такого "душевного начала" режиссёру Сокурову не хватает в творчестве Стругацких.

Роман Сидоров
# Дата: 7 Июн 2011 09:22
Ответить 


"Не хватает в творчестве" - по-моему, удачно схваченное выражение. С одной стороны, как можно критиковать творчество за то, что оно некоторым вопросом не интересуется, оставляет его своим вниманием? На нет как бы и суда нет. И в этом смысле я согласен с Умником и не согласен с Буркиным. Может же быть некоторая тема авторам не близка?!

С другой стороны, творчество АБС мне настолько интересно, что я не могу оставить вопрос, почему одни темы и предметы их интересовали, а другие - нет.

С третьей стороны, я, как и Умник, не понимаю Сокурова, ибо "душевное начало" очевидно не сводится к фрейдовскому Оно, как справедливо заметила Loreen. И к одному избеганию изображения подсознания, а точнее - либидо и мортидо, а также комплексов, тут всё не свести...

Уран

Участник
# Дата: 7 Июн 2011 13:18
Ответить 


Цитата: Роман Сидоров
"душевное начало" очевидно не сводится к фрейдовскому Оно, как справедливо заметила Loreen

Интервью - не статья. Нет времени тщательно подбирать слова и выражения, отсюда их приблизительность.

Умник

Участник
# Дата: 7 Июн 2011 20:29
Ответить 


У меня впечатление простое: Сокуров "ляпнул" про "душевное начало" ровно так же, как и про прохвостов-архитекторов. Материала для того, чтобы понять, что он на самом деле имел в виду, если таки имел что то, просто нет. Строить на базе этого сомнительную теорию относительно "бездуховности" текстов АБС в некотором неопределенном "до полупрозрачности" смысле есть занятие беспочвенное и ненужное. Поэтому я вообще не озабочивабсь тем, что же именно хотел сказать Сокуров, если он вообще хотел что то сказать, кстати. Возможно все же, что это и вовсе не он, а корреспондент "ляпнул". А имеющееся у присутствующих собственное понимание "отсутствия душевного начала" у АБС меня не устраивает: я этого самого "обуживания" не вижу, причем не вижу его даже и с самых ранних их вещей. Не надо ссылаться на ВТВ. Она помогает героям, под нее попавшим, а их даже не большинство у АБС, "подавлять низменные инстинкты" до некоторого предела, но отнюдь их не отменяет, и влияние их видно превосходно, герои не однмерны и не плоски. Только внутренняя борьба не выпячивается повсюду, а проявляется в действии.

Уран

Участник
# Дата: 8 Июн 2011 02:48
Ответить 


Цитата: Умник
Строить на базе этого сомнительную теорию относительно "бездуховности" текстов АБС в некотором неопределенном "до полупрозрачности" смысле есть занятие беспочвенное и ненужное.

Мне, с младых ногтей привыкшему к противопоставлению "душевного" и "духовного", читать это несколько некомфортно. Подозреваю, что семантические ассоциации Сокурова ближе к моим, чем к вашим.

Умник

Участник
# Дата: 8 Июн 2011 03:22 - Поправил: Умник
Ответить 


Да нет, я согласен, что неудачно выразился. Но не "бездушности" же было писать

Уран

Участник
# Дата: 8 Июн 2011 03:53
Ответить 


Цитата: Умник
Но не "бездушности" же было писать

Заглянул в английскую Библию. Русскому "душевный" соответствует английское "sensual"

Умник

Участник
# Дата: 8 Июн 2011 04:14
Ответить 


Русское "душевный" имеет еще и одобрительный оттенок, что то вроде добрый/хороший человек, и одновременно ассоциируется с душевной болезнью. По поводу же Библии могу только сказать, что не знаю, какие переводы на соответствующие языки вы читали и какой именно отрывок имеете в виду, но sensual скорее означает чувственное (удовольствие).

Уран

Участник
# Дата: 8 Июн 2011 13:42
Ответить 


Цитата: Умник
какой именно отрывок имеете в виду

Вот этот:
Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. (Иак. 3:13-16)

3:13 Who is a wise man and endued with knowledge among you? let him shew out of a good conversation his works with meekness of wisdom.
3:14 But if ye have bitter envying and strife in your hearts, glory not, and lie not against the truth.
3:15 This wisdom descendeth not from above, but is earthly, sensual, devilish.
3:16 For where envying and strife is, there is confusion and every evil work.


И этот:
Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа. (Иуд.1:19)

1:19 These be they who separate themselves, sensual, having not the Spirit.


Умник

Участник
# Дата: 8 Июн 2011 13:59
Ответить 


Понял. Теперь я знаю, как вы понимаете "душевное". Никогда бы не подумал! Ну, тогда все просто: у героев АБС этого дела пруд пруди, как у всех нормальных людей. Просто видно это начало отнюдь не в монологах потока сознания и как правило не в рассуждениях, а чаще всего именно в действии.

Н Ю

Участник
# Дата: 8 Июн 2011 14:19
Ответить 


Цитата: Умник
Просто видно это начало отнюдь не в монологах потока сознания и как правило не в рассуждениях, а чаще всего именно в действии.

Так ведь об этом Сокуров и говорит - действие, даже со сверхзадачей, легче уложить на экран... возможно, не в последнюю очередь из-за этого, pan Stanislaw вдрызг разругался с А.Тарковским...

Уран

Участник
# Дата: 8 Июн 2011 14:27
Ответить 


Цитата: Уран
Теперь я знаю, как вы понимаете "душевное"

Вообще-то я воспринимаю и сам пользуюсь всеми оттенками слова "душевный". Но речь-то не обо мне! Я просто хочу сказать, что если у Сокурова такие семантические ассоциации сработали, то это не чудачество, а нечто вполне законное.

Умник

Участник
# Дата: 8 Июн 2011 14:57
Ответить 


Действие не всегда легче уложить на экран. Зачастую режиссеры переводят внутренние монологи в действия, и очень успешно, а из уложения действий часто выходит неудачный недобоевик, как у моего "героя".

-------

Ключевое слово тут "если", и его я уже обсудил. Вам же повторю, что начало сие есть в текстах АБС в полной мере, но поскольку внешние слои его проявляют достаточно редко, то и докапываться до него дольшинству попросту не приходит в голову. А режиссер обязан. Контр-гипотеза: Сокурову лень этим заниматься.

. 1 . 2 . 3 . 4 . >> Начало -
Ваш ответ
Bold Style  Italic Style  Underlined Style  Image Link  URL Link  Insert YouTube video  Empty quote 
:) ;) :-p :-( Ещё смайлики...  Отключить смайлики в сообщении
#610B38 #DF0101 #8A4B08 #FF8000 #0B610B
#01DF01 #01DFD7 #08088A #2E2EFE #7401DF
#DF01D7 #585858 #BDBDBD #D0A9F5 #A9D0F5
Ochrana proti spamu. Napi№te prosнm инslici иtyшi:

» Логин  » Пароль 
Только зарегистрированные пользователи могут здесь постить. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 
На форуме: Гостей - 1
Участников - 0
Рекорд одновременно присутствующих на форуме, Всего: 251 [23 Янв 2017 05:48]
Гостей - 251 / Участников - 0


Поддержка: miniBB™ © 2001-2018