Ru Sci-fi Форум Бориса и Аркадия Стругацких  
 - Начало - Регистрация - Ответить - Поиск - Статистика - Опросы -  - Правила форума
abs.rusfforum.org / Клуб "Экселенц" / Не помешает помощь зала
Автор Сообщение
БВИ

Экс-модератор, редактор страницы АБС
# Дата: 30 Мар 2016 10:17
Ответить 


В процессе работы над собранием сочинений АБС время от времени встречаем фразы, которые хорошо бы атрибутировать как цитаты, но не находим оригиналов, увы. Может быть, коллективный разум поможет разобраться с этими цитатами?

АБС. [Предисловие к фантастическим рассказам Р. Шекли] // Иностранная литература (М.). - 1965. - № 5.

Как писала о нем "Нью-Йорк геральд трибюн", "за последние годы никому еще не удавалось так стремительно вырваться в первые ряды литературы".

Я нашёл эту цитату на заднике третьего сборника рассказов Шекли "Pilgrimage to Earth" (1957), но, похоже, она была сказана по поводу его второго сборника "Citizen in Space" (1955). А вот саму статью найти не удалось.

АБС. Влюбленные в фантастику // Московский комсомолец. - 1965. - 13 авг.

Кто-то из древних говорил, что человек это мир.

Кто?

АНС. Отзыв на научно-фантастические рассказы В. Михановского "Евсей", "Катастрофа", "Апельсин", "Плоды воспитания" и "Погоня"

Вопрос принципиально важный и задача чудовищной трудности, одна из главных задач современной советской фантастики, рассматривающей, как выражается И.Ефремов, аспекты социальной действенности науки.

Где так выражается Иван Антонович?

АНС. Рецензия на повесть Эндрю Нортон "Саргассы Космоса"

Кингсли Эмис, один из ведущих критиков западной фантастики, отметил в свое время, что фантастика, как правило, несет на себе яркий отпечаток радикализма.

Наверное, в "Новых картах ада"? Но где конкретно?

АБС. [О фантастике]

...мы сталкиваемся с человеческим - слишком человеческим, как говорил Бодлер...

"Человеческое, слишком человеческое" - заглавие книги Ф. Ницше.
А вот у Бодлера это было? Где?

АБС. Современная зарубежная научная фантастика

Заголовки книг: "Человек, перевернувший Вселенную", "Изотопный человек", "Человек, продавший Луну", "Разрушенный человек", "Человек-парадокс", "Четверо с пятой планеты", "Запрещенная планета", "Скрытая планета", "Гибель на затерянной планете", "Саргассы Космоса", "Антимир", "Привет из Космоса"...

"Человек, перевернувший Вселенную", "Антимир", "Привет из Космоса" - авторов этих произведений установить не удалось.

и недаром видный английский критик и писатель Кингсли Эмис советует марсианским разведгруппам, высадившимся на Земле, приниматься за составление отчетного доклада только после основательного ознакомления с хорошими научно-фантастическими произведениями.

Наверное, в "Новых картах ада"? Но где конкретно?

Несколько лет назад американский писатель и критик Ирвинг Стоун заметил, что сейчас, после смерти Т. Вулфа, У. Фолкнера и Э. Хемингуэя, в США осталось всего двое "почти гениальных" писателей: Сэлинджер и Брэдбери.

Где он это заметил?

Рецензия на рукопись Георгия Гуревича "Карта Страны Фантазий"

...достаточно вспомнить публичное высказывание маститого Трауберга - с мечтательно-сонным выражением - о том, что кроме Ж. Верна он не видит в мировой и особенно отечественной фантастике ничего, достойного экранизации...

Из текста непонятно, было это публичное высказывание где-то опубликовано или нет?

БНС. Записная книжка, 1965-1979

Чжоу Эньлай был в Румынии и Албании. СССР объехал стороной. "Консультативное совещание было шагом к решительному разруш<ени>ю междунар<одного> движ<ения>". Был еще в Алжире и ОАР.

Поди, из какой-нибудь передовицы откуда-нибудь?

АБС. Вторжение будущего в настоящее. 1969

В произведениях реалистической фантастики /.../
(1) может нарушаться второй закон термодинамики,
(2) и Иисус может вторично спуститься на грешную Землю.


Какие книги могли иметь в виду АБС в то время?

АНС. Завтра утром выпадет снег // Молодой дальневосточник. - 1975. - 29 ноября.

"Фантастика - это литература о столкновении вчерашнего человека с завтрашним днем, который он сегодня творит". Автор этой формулировки <...> Бестужев-Лада.

Возможно, в книге Окно в будущее. М., Мысль, 1970
А может быть: Бестужев-Лада И. Этот удивительный мир // Лит. газ. (М.). - 1969. - 3 сент.

БВИ: В этих вещах я не нашёл нужной цитаты. Не нашёл её и в других статьях и книгах Бестужева-Лады, которые были мне доступны. Хотя сама идея о фантастике как литературы столкновения прошлого и будущего один раз попалась, в статье "Сто лиц фантастики". Но и там формулировка очень далека от цитируемой.

БНС. Путешествие в фантастику // Смена. - 1976. - 14 августа.

...высказывание знаменитого американского писателя Айзека Азимова, который сказал, что для современного фантаста не так интересно написать роман о том, как был изобретен автомобиль (представьте на минуту, что его еще предстоит изобрести), как о том, во что это изобретение выльется...

БВИ: В статье "Фантастика - живая ветвь искусства" (Техника - молодёжи, 1973, № 2) есть пара упоминаний про автомобили, но не то.

АНС. Безбрежная фантастика // Софийские новости. - 1978. - 29 ноября.

Начну с высказывания Станислава Лема. По его мнению, миф - это образ того, что в данный момент человек не понимает...

У Лема много чего о мифе в разных вещах, но ничего похожего не находится...

...возникло явление, которое один из ведущих американских философов назвал "черным лицом свободного времени"

- ср. в УНС: "Вот тогда-то, как сказал поэт, и повернется к нам черное лицо досуга...".

А было ли у кого-то такое выражение?

АНС. Л.И.Лагину - 75 лет // Литературная газета. - 1979. - 1 января.

Одна за другой выходили из-под его пера, выскакивали, как из обоймы (по выражению Леонида Леонова), замечательные книги

Установить источник и точную цитату пока не удалось.

Учитель Гнус
Участник
# Дата: 30 Мар 2016 22:04 - Поправил: Учитель Гнус
Ответить 


Влад, при вычитке 9-го тома я немного поработал над "слишком человеческим Бодлером". Результат - следующий комментарий к Лёниному комментарию к этим словам:

Верно и то, что Бодлер этого не говорил, и что это на самом деле отсылка к Ницше. Но почему у АНа (он и далее это использовал, см. публицистику в этом томе) эта фраза так прочто связалась с Бодлером? В 1957 году Жорж Батай написал книгу "Литература и Зло / La Littérature et le Mal (1957, рус. перевод 1994)", в которой писал о Бодлере, в частности, вот что: " Ницше писал: "Видеть, как помрачаются трагические умы, и быть в состоянии смеяться над этим, несмотря на глубокое понимание, волнение и сочувствие, испытываемые тобою, - божественно" [24]. Вероятно, чувство, настолько непохожее на человеческое [25], оказалось бы в известном смысле недоступным: дабы к нему прибли зяться, Бодлеру пришлось прибегнуть к посредству снижения героя и речи. Однако связанную с такими уступками вершину "Русалки" развенчать невозможно. "Цветы Зла", над коими эта вершина возвышается, обозначают ее; они обеспечивают ей полноту смысла, а она указывает на их результат. Работу над драмой Бодлер не закончил.---[24]. Видеть божественно". - Батай дает перевод одного из "несобранных фрагментов", публиковавшихся в посмертных изданиях сочинений Ницше. См .: Nietzche F. Samtliche Werke. Kritische Studienausgabe In 15 Banden /Herausgegeben von Giorgio Colli und Mazzino Montinari. - Band 10. Nachgelassene Fragmenle. 1882-1884. - Berlin; New-York, 1980. S.63.--[25]. Обыгрывается название знаменитой книги Ницше - "Человеческое, слишком человеческое"." Представляется, что АН видел либо первоисточник, либо неизданный (и неточный) перевод, либо слышал об этом в чьём-то пересказе, откуда и перенос авторства выражения.


Что же касается вторых закона термодинамики и пришествия Христа, то к 1969-му году таких вещей было множество. Однако мне странно, что никто не вспоминает нарушения второго закона в "Гигантской флюктуации" и "дупликатного" пришествия Христа-Курочкина у Варшавского в "Петле гистерезиса". Более ортодоксальным примером второго пришествия является рассказ Шекли про Армагеддон, с которого ангелы вознесли на небо сражавшихся вместо людей роботов (не помню на лету названия... а, "Битва").

Да, напоминаю: Курильский (http://www.rusf.ru/abs/ludeni/psevdo.htm) относит "черное лицо досуга" к псевдоквазиям, причём, насколько я понимаю, с одобрения (или даже просто с подачи) БНа.

По поводу цитаты о Шекли из New York Herald Tribune: дело это хлопотливое, но если у Вас, как следует из Вашего текста, имеется английский оригинал, повесьте его здесь или пришлите мне по эл.почте, и я попытаюсь раскопать подшивки.

Пока, пожалуй, всё.

БВИ

Экс-модератор, редактор страницы АБС
# Дата: 31 Мар 2016 19:14 - Поправил: БВИ
Ответить 


"Петлю гистерезиса" в ЖЖ вспомнили. Я, правда, не уверен, что это второе пришествие.
Насчёт "чёрного лица досуга" - да, БНС назвал это псевдоквазией. Но почему бы и не спросить народ?
О Шекли цитата выглядит так: "No one in recent years has vaulted so promptly into the first rank of science fantasy writers as Robert Sheckley... a wholly individual new talent."

Учитель Гнус
Участник
# Дата: 31 Мар 2016 23:00
Ответить 


По отзыву о Шекли отправил Вам скан оригинала с выходными данными на Яндекс и на rusf.ru, сообщите, если встретитесь с какими-либо проблемами.

Про Варшавского я тоже не уверен, потому и предложил "Битву" Шекли как более ортодоксальную.

Что думаете о гипотезе с Батаем?

Учитель Гнус
Участник
# Дата: 1 Апр 2016 20:59 - Поправил: Учитель Гнус
Ответить 


Кстати, об отзыве о Шекли. Если вы получили оттиск, то заметили, что byline рецензии - By H. H. Holmes. Однако автор, конечно, вовсе не первый в США serial killer, а довольно известный писатель и журналист Anthony Boucher (William Anthony Parker White). Поглядите статью о нём в Википедии.

БВИ

Экс-модератор, редактор страницы АБС
# Дата: 2 Апр 2016 18:23
Ответить 


Спасибо за отзыв о Шекли. Великолепная работа! Закрыли цитатку полностью! То, что H.H.Holmes - псевдоним Энтони Бучера, я знал, а то, что таким же пользовался серийный убивец, узнал только сейчас. Забавно. Не побоялся же использовать такой псевдоним!

Про Батая - очень вероятно. Если бы ещё где-нибудь в дневниках или письмах это имя упоминалось... А так остаётся только гадать на кофейной гуще, увы.

Учитель Гнус
Участник
# Дата: 6 Апр 2016 16:06
Ответить 


Совсем забыл: "человек это мир" из "древних" (сейчас это расхожая истина, повторяемая многими, начиная, кажется, с Генриха Гейне) говорил Демокрит, а так как он -- из древних древних (pre-Socratic), то скорее всего он и есть первоисточник, дошедший до нас.

Сама цитата есть в Викицитатнике:
Man is a universe in little [Microcosm].


Учитель Гнус
Участник
# Дата: 7 Апр 2016 04:33
Ответить 


Леоновская обойма находится прямым поиском в Гугле. Леонид Леонов, "Дорога на океан", Курилов разговаривает, 5:
Курилов заново набил трубку. Синий дымок путался в его усах и расходился во все углы салона. Вопросы стали выскакивать из начальника, как из обоймы. Сове­щание превратилось в беглый перекрестный допрос, и дисциплинарный устав развернулся одновременно на всех своих страницах.


Учитель Гнус
Участник
# Дата: 7 Апр 2016 05:37 - Поправил: Учитель Гнус
Ответить 


Про автомобиль Азимова. Почитайте статью Asimov's Three Kinds of Science Fiction. Вот её начало:
In 1953, Isaac Asimov published an article titled "Social Science Fiction" in Modern Science Fiction. In that article he stated that every science fiction plot ultimately falls into one of three categories: Gadget, Adventure, or Social.

* Gadget: The focus of the story is the invention itself: How it comes to be invented, how it works, and / or what it is used for. The invention is the end result of the plot.
* Adventure: The invention is used as a dramatic prop. It may be the solution to a problem, or it may be causing the problem itself, but the main focus is on the caper and how the invention's presence helps or hinders it.
* Social: The focus of the story is on how the presence of the invention affects people's daily lives, whether for good or for ill. The chief distinction between this and the other two types is that the presence of the invention influences the plot rather than causing it or being the goal.

To demonstrate what he meant by each, he used the example of three different late nineteenth century authors all being inspired to write new stories about the automobile, each going in one of three directions:

* Writer X spends most of his time describing how the machine would run, explaining the workings of an internal-combustion engine, painting a word-picture of the struggles of the inventor, who after numerous failures, comes up with a successful model. The climax of the yarn is the drama of the machine, chugging its way along at the gigantic speed of twenty miles an hour, possibly beating a horse and carriage which have been challenged to a race. This is gadget science fiction. (Asimov, "Social Science Fiction")

* Writer Y invents the automobile in a hurry, but now there is a gang of ruthless crooks intent on stealing this valuable invention. First they steal the inventor's beautiful daughter, whom they threaten with every dire eventuality but rape (in these adventure stories, girls exist to be rescued and have no other uses). The inventor's young assistant goes to the rescue. He can accomplish his purpose only by the use of the newly perfected automobile. He dashes into the desert at an unheard-of speed of twenty miles an hour to pick up the girl who otherwise would have died of thirst if he had relied on a horse, however rapid and sustained the horse's gallop. This is adventure science fiction. (ibid.)

* Writer Z has the automobile already perfected. A society exists in which it is already a problem. Because of the automobile, a gigantic oil industry has grown up, highways have been paved across the nation, America has become a land of travelers, cities have spread into the suburbs—and what do we do about automobile accidents? Men, women, and children are being killed by automobiles faster than by artillery shells or airplane bombs. What can be done? What is the solution? This is social science fiction. (ibid.)

Or, to paraphrase it briefly:

* Gadget sci-fi: Man invents car, holds lecture on how it works.
* Adventure sci-fi: Man invents car, gets into a car chase with a villain.
* Social sci fi: Man invents car, gets stuck in traffic in the suburbs.


По-моему, вполне подходит.

ДОПОЛНЕНИЕ: Нашёл ещё одну цитату из этой статьи Азимова в The Oxford Handbook of Science Fiction, редактор Rob Latham, Oxford University Press, 2014:
"It is easy to predict an automobile in 1880; it is very hard to predict a traffic problem. The former is really an extrapolation of the railroad. The latter is something completely novel and unexpected".


Поскольку в статье говорится о том, что соиременная научная фантастика движетс в сторону социального "подтипа", из этого прямо следует то, что написал БН, а именно, что Азимов утверждает, что современный фантаст предпочитает писать не о факте изобретения автомобиля, а о возможных социальных последствиях такого изобретения. Я думаю, что эта статья Азимова и есть искомый источник.

Полное название и год выпуска сборника, в котором статья была напечатана, таковы:

Modern Science Fiction: Its Meaning and Future
ed by Reginald Bretnor
1953

Учитель Гнус
Участник
# Дата: 7 Апр 2016 22:28
Ответить 


Мне кажется, я нашёл ответ на вопрос о Ефремове и социальной действенности науки. В статье "Наука и научная фантастика. Фантастика "чистая" и "не чистая"" (Сборник "Фантастика 1962", Издательство ЦК ВЛКСМ, "Молодая Гвардия". 1962) Ефремов, в частности, писал:
Не популяризация, а социально-психологическая действенность науки в жизни и психике людей - вот сущность научной фантастики настоящего времени.

Там ещё довольно много вокруг этого, но, я думаю, и эта цитата достаточно близка к пересказу АНа, как Вы полагаете?

Если у Вас вдруг нет под рукой этого сборника, то текст можно найти в сетевой библиотеке.

Учитель Гнус
Участник
# Дата: 11 Апр 2016 18:06 - Поправил: Учитель Гнус
Ответить 


Нашёл у Эмиса отпечаток радикализма Это таки да из "Новых карт ада", что же до главы и страницы - это вопрос теперь к Лёне, потому как у него есть бумажный оригинал. Чем мне проторчать несколько дней в библиотеке, читая Эмиса...

Откуда я знаю? А вот отсюда! Я в Google Books нашёл выдержки из текста книги The Life of Kingsley Amis By Zachary Leader, среди которых прочитал вот что:

Amis began his first seminar, entitled 'Definitions and Ancestry', by drawing parallels between science fiction and jazz: both (in the words of 'New Maps of Hell', the minimally revised and printed version of the seminars, the source also of subsequent quotes) are 'addictions' and thus most likely to be contracted 'in adolescence or not at all'; both emerged at roughly the same time, 'in the second or third decade of the century', and 'underwent rapid internal change around 1940'; both are 'characteristically American products' with 'a noticeably radical tinge', though in the case of jazz, 'whose material is perforce non-political, radicalism of some sort often appears in the attitudes of those connected with it'; and both have 'in the last dozen years begun to attract the attention of the cultural diagnostician', a portent, perhaps also a cause, of decline.


После этого найти полную цитату в тех же Google Books оказалось парой пустяков:

Both [science fiction and jazz - У.Г.] in their different ways have a noticeably radical tinge, showing itself again and again in the content of science fiction, <...>


Учитель Гнус
Участник
# Дата: 11 Апр 2016 21:05 - Поправил: Учитель Гнус
Ответить 


Как выяснилось, Лёня "закрыл" все вопросы по Эмису с "Картами ада", что и не удивительно, поскольку, как я уже говорил, у него есть бумажный оригинал и он его для удобства работы оцифровал. Но для полноты картины я тем не менее приведу здесь цитату о марсианских "разведгруппах":

Цитата: Кигнсли Эмис. Новые карты ада
Any Martian survey team would be well advised to read a sample of the stuff before reporting on Terran civilization.


Начало -
Ваш ответ
Bold Style  Italic Style  Underlined Style  Image Link  URL Link  Insert YouTube video  Empty quote 
:) ;) :-p :-( Ещё смайлики...  Отключить смайлики в сообщении
#610B38 #DF0101 #8A4B08 #FF8000 #0B610B
#01DF01 #01DFD7 #08088A #2E2EFE #7401DF
#DF01D7 #585858 #BDBDBD #D0A9F5 #A9D0F5
Ochrana proti spamu. Napi№te prosнm инslici иtyшi:

» Логин  » Пароль 
Только зарегистрированные пользователи могут здесь постить. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 
На форуме: Гостей - 3
Участников - 0
Рекорд одновременно присутствующих на форуме, Всего: 251 [23 Янв 2017 05:48]
Гостей - 251 / Участников - 0


Поддержка: miniBB™ © 2001-2018